Современное общество переживает серьёзный духовный нравственный кризис, который влияет на кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере, межнациональных отношениях. Наиболее уязвимыми оказываются такие области, как нравственность, культура, патриотизм, духовность. В обществе исчезают представления о высших ценностях и идеалах.
Одним из важных вопросов является вопрос патриотического воспитания современной молодежи. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, осознающей своё единство с Отечеством. Он формируется под влиянием многих факторов: в процессе обучения и социализации.
Потеря молодым человеком жизненных ориентиров очень опасна, поскольку всё это проявляется в утрате значения семейных ценностей, в распространении насилия, вандализма, правового нигилизма и других негативных явлениях.
Уровень патриотизма в обществе зависит от того, насколько в обществе разрабатываются и внедряются планы и методы воспитания именно молодёжи, как в школах, так и в высших учебных заведениях.
Следует отметить, что среди студентов это более важно. Именно в этот период у молодёжи формируется мировоззрение, мнение о происходящих в обществе явлениях, вырабатываются личностные качества.
Мощным инструментом в процессе воспитания молодёжи является история. Нередко задается вопрос: зачем нужно изучать историю? Какая значимость у того, что произошло давным-давно? Можно озвучить множество причин важности истории, которые актуальны и в наши дни.
Человеку и гражданину Казахстана важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит ведущая роль в патриотическом становлении подрастающего поколения. Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическими коллективами – это возрождение духовных традиций Казахстана, с очень четкой фиксацией в сознании подрастающего поколения таких понятий, как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот и др.
История указывает нам на то, что прошлое невозможно изменить, поэтому люди должны обдумывать все поступки, так как в скором времени и это будет в прошлом. Человек имеет право называться образованным, если он изучил историю, если он знает, как создавалось его государство, что делали люди чтобы стать обществом, как зарождались культуры разных стран и многое другое. «Историческая информация несет в себе знания, которые пробуждают в человеке чувства гордости и удовлетворения от того, что он сам является гражданином этого государства и частью героического, отважного народа», – выделяет Лидер Нации Н.Назарбаев.
История анализирует прошлое, оценивая различные причины, помогающие понять происходящие события и явления в современном мире. Она учит аналитическим навыкам, критическому мышлению и логическому анализу ситуаций, что просто необходимо при изучении многих дисциплин.
Именно с помощью истории можно проследить истоки развития гражданственности, патриотизма в нашем государстве и, в частности, каждого народа, живущего в нашей многонациональной стране. Мы можем на примере выдающихся личностей, восхищаясь их подвигами, достижениями, которые совершались во благо страны, показывать молодёжи насколько тяжело и ценно то, что мы имеем сегодня, какой ценой оно достигнуто. Историческая информация несет в себе знания, которые пробуждают в человеке чувства гордости и удовлетворения от того, что он сам является гражданином этого государства и частью героического, отважного народа.
Галия Саркулова,
ЗКАТУ имени Жангир хана
.