Департамент по защите прав потребителей Западно-Казахстанской области, оказывающий услуги населению в сложных вопросах касательно приобретения различных товаров, не только помогает советом, но и возбуждает и рассматривает дела об административных нарушениях. Ведомством в этом году уже было рассмотрено 76 письменных обращений, 68 человек пришли на прием, 81 житель позвонил на телефон «горячей линии». Было оказано содействие в возврате потребителям более 6 млн. тенге.
Самостоятельного уполномоченного органа в сфере защите прав потребителей в Казахстане не было, был отдел защиты прав потребителей при санэпидслужбе. Затем этот отдел был переведен в департамент по регулированию естественных монополий защиты конкуренции и прав потребителей. В 2019 году департамент разделили на три отдельных государственных органа, и в ноябре образован отдельный департамент по защите прав потребителей, который сегодня вносит свой вклад в развитие сферы защиты прав потребителей и реализовывает в нашем регионе государственную политику в данной сфере.
В компетенцию уполномоченного органа входит обеспечение реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей, а также осуществление межотраслевой координации деятельности госорганов по обеспечению реализации государственной политики в сфере защиты прав потребителей.
– Информирование, консультирование, просвещение, повышение правовой грамотности потребителей в вопросах защиты своих прав и законных интересов. Мы вправе обращаться в суд по вопросам защиты прав неопределенного круга потребителей в случаях нарушения прав и законных интересов более десяти потребителей по одному и тому же вопросу. Осуществляем государственный контроль за соблюдением законодательства Республики Казахстан о защите прав потребителей, разрабатываем и утверждаем перечень субъектов досудебного урегулирования потребительских споров. В общем, ведомство рассматривает жалобы людей касательно не качественных товаров и услуг, а именно помогают вернуть деньги либо произвести обмен, – объясняет руководитель департамента по защите прав потребителей ЗКО Эльмира Киматова.
Одним из основных направлений деятельности департамента является рассмотрение обращений граждан. Так, за 2020 год ведомством было рассмотрено 220 письменных обращений потребителей. На Telegram bot поступило 68 обращений, 178 человек пришли на личный прием, на телефон «горячей линии» позвонили 298 потребителей. В общей сложности по результатам рассмотрения вышеуказанных обращений было оказано содействие в возврате потребителям денежных средств в размере 12 038 136 тенге.
Согласно внесенных в 2020 году изменений и дополнений в законодательство по вопросам защиты прав потребителей уполномоченный орган был наделен контрольными функциями, т.е. может проводить неплановые проверки субъектов бизнеса.
– В конце 2019 года согласно законодательству нам запретили проводить проверки субъектов предпринимательства. Но мы успели провести одну проверку магазина «Fix price» ТОО «Бэст Прайс Казахстан». Это российская компания, которая продвигает свой бренд на территории РК. Потребитель купил товар, а на следующий день решил вернуть свои деньги за товар. В течение 14 дней потребитель имеет на это право, если товар не был в применении. Продавцы магазина попросили предоставить удостоверение личности, человек отказался предоставлять им персональные данные. Тогда магазин отказался делать возврат денег. Он пришел к нам, и мы, в свою очередь, открыли проверку по факту отказа в возврате денег. Субъект был привлечен к административной ответственности. При первом правонарушении субъекту предпринимательства делается предупреждение, а при повторном – выписывается штраф. К слову, размеры штрафа таковы – малый бизнес привлекается к штрафу в размере 20 МРП, средний бизнес – 30 МРП, крупный бизнес – 50 МРП, – сообщила Эльмира Нуровна.
По словам руководителя, также департамент вправе обращаться в суд, если нарушены права более десяти потребителей по одному и тому же вопросу. В качестве примера она привела дело предпринимателя, который брал деньги с людей за изготовление мебели и пластиковых окон, нарушая при этом договорные обязательства.
– К нам обратились 14 человек с жалобой на предпринимателя ТОО «Самер», который не выполнял договорные обязательства, при этом брал предоплату. В октябре мы направили исковое заявление, 4 декабря получили решение суда о расторжении договора, и что предприниматель обязан вернуть деньги 14 потребителям в размере 1 715 тенге. На сегодняшний день он частично возвращает деньги своим клиентам, – рассказала руководитель департамента.
Стоит отметить, что за первый квартал текущего года наблюдается рост обращений и уже рассмотрено 76 письменных обращений, на Telegram bot поступило 10 обращений, 68 человек пришли на прием, посредством единой информационной системы обратилось – 2 человека, 81 житель позвонил на телефон «горячей линии».
– Мы помогли потребителям вернуть деньги в размере 6 849 190 тенге. В том числе, провели четыре проверки в отношении субъектов крупного бизнеса: магазин «Sulpak» ТОО «ArenaS», магазин «Technodom» АО «Technodom Operator» в ТД «Азия Молл», магазин в Аксае «Alser» ТОО «Gulser Computers». И открыта еще одна проверка магазина «Sulpak». По результатам проведенных трех проверок было возбуждено административное производство, субъекты предпринимательства привлечены к административной ответственности, двое оштрафованы, один получил предупреждение, – добавила Эльмира Киматова.
Кроме этого, не редки жалобы на услуги пассажироперевозчиков, ремонтных сервисов и общепита, бытовые некачественные услуги, в розничной и интернет торговле.
– Если у вас проблема с товаром, то вы должны идти к продавцу, а не в сервис. Чаще всего, потребитель этого не знает, и продавец этим пользуется. При этом надо сделать подробную фото-видеосъемку товара. Продавец товар направляет на экспертизу в сервисный центр. А потом вам предоставляет сервисное заключение. Статьей закона ответственность за проведение экспертизы возлагается на продавца, – пояснила Эльмира Нуровна.
Также сообщила Эльмира Киматова и как обратиться в департамент по защите прав потребителей ЗКО. Для этого жителям области можно выйти на портал электронного правительства е.gov, Telegram bot – @kzpp_bot, Instagram – Dzpp_zko. Есть электронная почта – dzpp.zko@mti.gov.kz, e.kimatova@mti.gov.kz. Прием граждан ведется ежедневно по адресу – ул. Сарайшык, 44/2, каб. 303, 305, 306. Можно позвонить и на телефон «горячей линии» – 8(711)2 50-00-44. С января введена и действует платформа – «Единая информационная система» – www.e-tutynushy.kz, где можно зарегистрироваться как предпринимателю, так и потребителю, и обратиться с жалобой.
Оксана КАТКОВА,
фото автора