В здании специализированного ЦОНа были презентованы услуги и сервисы, внедренные в работу госкорпорацией «Правительство для граждан»: регистрация транспортных средств через приложение Kaspi.kz, доставка государственных номерных знаков авто, оформление водительских удостоверений онлайн, приложение eGov mobile, отзыв и оплата госпошлины через QR-код, создание условий для лиц с ограниченными возможностями и работа Единого контакт центра 1414. Это стало возможным благодаря автоматизации бизнес-процесса и концентрации дополнительных электронных сервисов.
Специализированный центр обслуживания населения, расположенный в п.Зачаганск, был сдан в эксплуатацию в 2018 году. Здание построено в современном формате. Все оптимизировано, все процессы автоматизированы, начиная с автодрома. Здесь присутствует открытое пространство, прозрачные стены и кабинеты. Все процессы автоматизированы. Не наблюдается очередей. Нет обеденного перерыва, или как ранее: понедельник – не рабочий день. С понедельника по субботу включительно западноказахстанцы и гости могут здесь получить необходимую квалифицированную помощь. Это показатель открытости, и, наверное, этот процесс можно еще совершенствовать, что и делается его сотрудниками.
– Сейчас все прозрачно, все видно. В экзамеционном классе стеклянные стены. Здесь же мы проводим консультации, население оплачивает штрафы, обращается в канцелярию РЭУ, потому что им необходимы бумажные документы на регистрацию, залоговые документы, на снятие судебных решений, исполнительных листов.Услугополучателей с каждым днем все больше и больше, – говорит руководитель филиала госкорпорации «Правительство для граждан» по ЗКО Надир Курумбаев. – Согласно статистике, ранее в день мы принимали порядка 250-300 услугополучателей, то сейчас более 500, но посещают нас в день более тысячи человек. Более 35 тысячи государственных услуг оказано. С начала года через приложение Kaspi было зарегистрировано 60 автомобилей. Отрадно, что в обновленных условиях услуги можно получить в более короткие сроки. Если раньше получение водительских удостоверений доходило до 8 часов, то сейчас занимает пару часов.
Также, в онлайн режиме через ситуационный центр следят за процессом сдачи экзамена, в том числе и теории.
– К нам поступает много нареканий со стороны жителей на то, что они не могут сдать экзамены. Мы проанализировали и выяснили, что это зависит от самой подготовленности сдаваемого. В данный момент по статистике около 20% жителей удачно сдают, остальные идут на пересдачу. Теорию и практику можно сдавать несколько раз, – объяснил руководитель филиала.
Также активизировались в части перевода госуслуг в онлайн формат. Обмен водительского удостоверения можно произвести в любое удобное для граждан время через портал электронного правительства. Этот способ замены документа сэкономит время граждан и исключит необходимость простаивания в очереди.
– Механизм получения этой услуги в онлайн режиме прост. Необходимо зайти на портал egov.kz, заполнить заявку и подписать ее своей ЭЦП. К заявке прикладывается фотография и скан с изображением подписи. После получения уведомления в личном кабинете о готовности документа (при регистрации в базе мобильных граждан уведомление будет направлено в виде SMS-сообщения) необходимо проехать в спецЦОН для получения уже готового документа. В отделе выдачи нужно предъявить водительское удостоверение для обмена, документ, удостоверяющий личность, а также электронный чек об оплате госпошлины и заявление. Стоимость госпошлины за водительское удостоверение остается прежней – 1,25 МРП, то есть 3 006, 25 тенге. Если вы меняете водительское удостоверение после истечения срока, то понадобятся справки из псих- и нарко-диспансера, а также медицинская справка 083-формы, – добавил Надир Шамуратович.
На сегодняшний день существует несколько способов получения госуслуг в электронном формате: портал электронного правительства www.egov.kz, приложение для смартфонов eGov mobile, telegrambot (kenes1414bot). В целях создания условий для граждан и для доступности госуслуг со стороны Министерства цифрового развития, инновации и аэрокосмической промышленности и государственной корпорации «Правительство для граждан» ведется работа по внедрению новшеств в работу отделов обслуживания населения с применением современных технологий.
В частности через приложение eGov mobile сейчас доступно 111 услуг. При регистрации в данное приложение можно сразу же оформить ЭЦП для дальнейшего использования через приложение. В приложении есть не только госуслуги, но и такие сервисы как: «Цифровые документы» – цифровые версии ваших документов и членов вашей семьи, «Паспорт здоровья» – информация о прикреплении к поликлинике, результаты ПЦР-тестирования и паспорт вакцинации, «Электронная биржа труда» – здесь можно посмотреть актуальные вакансии, «Пенсионный калькулятор» – для расчета ваших будущих пенсионных выплат, «Налоговый кошелек» – оплата налогов.
Оплатить QR-кодом можно, например, изготовление и выдачу актов на земельные участки, регистрацию прав на недвижимое имущество, объекта кондоминиума и другие госуслуги в сфере земельных отношений, недвижимого и движимого имущества, а также государственной регистрации юридических лиц.
Граждане при посещении ЦОНа могут тут же, без очереди в кассу и длительного ожидания, мгновенно и безопасно оплатить полученные государственные услуги при помощи QR-кода в приложениях Homebank и Kaspi.kz.
Теперь при заказе той или иной услуги, клиент может попросить менеджера сформировать QR для оплаты и в течение минуты произвести оплату с помощью смартфона. Стоит отметить, что QR-код формируется индивидуально по каждой услуге и для каждого клиента.
– Стоит отметить, что наш филиал уделяет большое внимание оказанию госуслуг и лицам с ограниченными возможностями. Специалисты ЦОНов обучены языку жестовой речи. Во всех фронт-офисах работают по 1-2 сотрудника имеющие сертификаты. За пять месяцев текущего года нами осуществлено 1 605 выездов на дом и оказано более 2 000 госуслуг только по линии госкорпорации, не считая услуг по выдаче удостоверений личности и паспортов. Услуги по документированию оказывают отделы миграционной полиции ДВД ЗКО. В условиях пандемии коронавируса сотрудники госкорпорации работают с соблюдением всех мер безопасности. Основная цель госкорпорации – предоставление качественных государственных услуг с сокращением времени и человеческого фактора. Сейчас мы движемся к этому и постоянно совершенствуем наши бизнес-процессы, – отметил Надир Курумбаев.
Оксана КАТКОВА,
фото автора