В филиале №6 ГУ «Уральская городская библиотека им. М.Горького» прошел первый онлайн фестиваль по медиа и информационной грамотности. На нем кроме медиаграмотности в сфере бизнеса, психологии, социальных сетях, проводили игры, квесты, квизы. В мероприятии приняла участие не только молодежь, но и люди старшего возраста.
Организовали и провели фестиваль Ассоциация «Психология-Бизнес-Медиа» при поддержке USAID в рамках программы MediaCamp, которую в странах Центральной Азии реализует Internews Kazakhstan.
– Мы получили грант от Internews Kazakhstan на реализацию проекта по онлайн фестивалям медиаграмотности в четырех городах. Первый прошел в апреле в Кзыл-Орде, Уральск у нас второй город, в июне – Атырау, и июле – в Актау, – рассказывает соучредитель Ассоциации и представитель журнала «Выбирай» в городе Караганде Татьяна Голубцова. – Задача фестиваля – как можно больше охватить людей разных профессий и возраста, рассказать им, что такое медиаграмотность. Потому что все мы являемся участниками нового информационного поля: публикуем посты в социальных сетях, пишем в чатах, мессенджерах, обмениваемся информацией, репостим. И очень часто сталкиваемся с тем, что нарушается законодательство, в том числе, о социальных сетях и «Закон о СМИ». Зачастую простые пользователи социальных сетей и мессенджеров об этом даже не догадываются, потому что не знакомы с этими правилами, нормами и законами. Наша задача рассказать, что люди отвечают за то информационное поле, которое сами создают, даже, несмотря на то, что опубликовали небольшую информацию в каком-то семейном чате.
22 мая мы организовали в рамках фестиваля «MediaLitFest-2021» встречу с пенсионерами и членами Совета ветеранов города по медиа и информационной грамотности. Обучали их, как подключаться в Zoom, участвовать в онлайн мероприятиях. Два медиатренера Рауль Упоров и Гулфайрус Уалиахмет рассказывали о новой информационной реальности. На втором фестивале специально для уральцев провели уникальные мастер-классы по медиаграмотности, познавательные и важные сессии, интересные конкурсы, – добавила координатор фестиваля Альфия Шамаева.
На фестиваль были приглашены спикеры разных направлений. Всем участникам очень понравилась сессия про кино Даны Зияшевой, род которой происходит из Уральска. Дана по профессии журналист, режиссер, писатель и сценарист. Сейчас живет Лос-Анджелесе. В 2019 году она сняла фильм «Gretland», который был показан в рамках Московского кинофестиваля и транслируется на всех мировых онлайн площадках. Дана рассказала участникам о том, как расшифровывать современные кинообразы и защищаться от тех манипуляций нашим сознанием, которые заложены во многих фильмах.
Было много спикеров и других направлений. Например, психологи рассказали, как современные медиа влияют на человека; журналисты из газет «Уральская неделя» и «Жайык пресс» объяснили, как создавать контент в соцсетях. Тренеры по темам языка вражды поделились информацией, что такое фэйк, кибербуллинг, пояснили, как избегать негативного информационного влияния. Юристы познакомили с юридическими проблемами, которые возникают в рамках создания контента в социальных сетях, на сайтах и в СМИ. И, конечно же, бизнес-тренеры из числа предпринимателей поведали, как пандемия повлияла на экономику, как малому бизнесу избежать «качель», и уверенно вести свою компанию к успеху, а не поддаваться инфодемии.
– Так как медиаграмотность становится частью большой культуры, то мы пригласили ее представителей. Солисты областной филармонии им. Г.Курмангалиева Канаткали Кожаков, Камалиден Айтбаев и Айбар Хайырханов рассказали о великом казахском певце и композиторе Ескандире Хасангалиеве, чему учит его творчество, какой вклад он внес в культуру Казахстана, исполнили в прямом эфире его песни. Все присутствующие тоже пели и танцевали. Активность была и в чатах Zoomа. Просто невероятно, сколько хотели знать участники мероприятия. Приятно, что среди них были представители из общеобразовательных школ, НПО. Мне было интересно, что было много людей старшего возраста, которых принято считать не цифровым поколением, – делится Татьяна Александровна.
Организаторы отметили, что в Уральске сильные тренеры по медиаграмотности, которые самостоятельно могут проводить подобные мероприятия. Среди них медиаторы РОО «Международный правозащитный центр» Ерлан Жануров и Гаухар Дендербаева, представитель Палаты предпринимателей «Атамекен» Зульфия Кубеева, психолог-педагог Сауле Файзуллина.
– Журналисты провели мастер-класс как создавать мемы для соцсетей, как рассказывать необычно о каком-либо событии. Такие навыки сейчас нужны всем. Практически все организации ведут свои социальные сети, нужно публиковать новости, объявления. Журналисты на своем опыте рассказали, как это делать интересно, – поделилась Татьяна Голубцова.
Из самого необычного на фестивале – это были танцы и песни в онлайн. К примеру, в перерыве исполнили танец «Қара жорға», но сначала организаторы поведали, что любой танец – это тоже медиа, и он рассказывает о традициях, сообщает новости. Ведь в далекие времена, не зная языка друг друга, с помощью танца люди общались, обменивались информацией. Как раз данный танец являлся одним из символичных, передававших информацию с помощью движений. Интересно и то, что танец долгое время был забыт, а вспомнили о нем в конце 90-х начале 2000-х годов. И сегодня он снова стал популярен в Казахстане, развиваясь через социальные сети и флешмобы.
Оксана КАТКОВА