Ассамблея народа Казахстана — оплот единства и процветания

    

         Официальное рождение АНК как  первого в мире уникального, не имеющего аналогов, социального и общественного института датировано 1 мартом 1995 года. Но история этой объединяющей идеи имеет  более раннее начало. Еще в бытность І секретарем ЦК Компартии Казахстана Нурсултан Назарбаев вынашивал идею  создания такого объедения как АНК,  потому что страна была полиэтничной и поликонфессиональной. Распад СССР усилил  и в мировоззренческом, и в духовном плане  разобщенность,   ускорил принятие решения и в декабре 1991 года впервые было сказано об  Ассамблее. Глава государства периодически возвращался к этой идее и в 1992, 1993 годах и  1 марта  1995  указом Президента  он  был создан. Поначалу АНК напоминала общественный орган с элементами  социального и политического  направления и  называлась Ассамблеей народов Казахстана. Но за 20 лет  развития Ассамблея изменилась  и вглубь — качественно менялось содержание, и вширь  —  были созданы ассамблеи в регионах. И потому она стала называться Ассамблей Народа Казахстана. Если в первые годы работа Ассамблеи больше несла в себе политический смысл, то сегодня это структура, которая охватывает своим вниманием все сферы нашей жизни – культуру, образование, религию, народное хозяйство. Поддерживая идеи государства, она занимается информационно-пропагандистской работой, помогает осуществлять реализацию новой экономической политики,  патриотической  идеи, направленной  в будущее  — «Мәңгілік Ел» и программы «Рухани  жаңғыру».

         Особое внимание сегодня в идеологии Независимого Казахстана уделяется знанию исторических традиций народов. При этом принцип толера­нтности становится основополагающим аспектом духовного воспитания молодежи. 

         Если обратиться к истории поэты,  акыны и  жырау  Великой степи  во все времена воспевали о единстве народов. В творениях тюркских поэтов и шайыров встречается много мотивов о значении толерантности.   Традиционное гостеприимство кочевых народов, прививаемое с раннего возраста, является значительным средством воспитания уважительного отношения к родным, соседям, к людям знакомым и незнакомым – это показатель гуманизма и толерантности. 
Возможно, здесь лежат истоки толерантности и гуманизма казахского народа, который в трудное для себя время смог принять, накормить и обогреть в довоенные, военные и послевоенные годы десятки репатриированных в Казахстан народов. Именно здесь лежат духовные предпосылки для создания «казахстанской модели межэтнического согласия», являющегося образцом для многих народов.

          В истории теоретики выделяют 3 модели межэтнических отношений: Первая модель принята Канадой, всей Европой и  Северной Америкой  и называется мультикультурализм – это равноправное сосуществование в условиях тесного  соседства  национальных и религиозных  меньшинств.

         Ряд европейских политиков  официально признали, что европейский мультикультурализм пришел к кризису.  Эта модель связана с геттоизацией.  Именно в условиях мультикультурализма  создаются гетто,  такие как турецкое в Германии (свыше 25 млн. турков). Национальные меньшинства создают замкнутые анклавы, где нет понятия взаимного обогащения культур. У них нет того, что есть у нас в Казахстане. Главная методологическая база  — культура, дающая возможность слышать и чувствовать других. Культура для нас  безгранична  с возможностью взаимного проникновения ценностей и традиций. При этом она имеет свои этнические корни: язык, национальные традиции и историческую память, историю. Это то, что взял на вооружение наш Первый Президент.

Второй существующий тип полиэтнического  общества — культурно- антропологический, который  нередко называется ассимиляцей, когда один этнос лидирует и другие должны принять его мировоззрение и  культурные особенности. Это американский «плавильный котел», где этносы подстраивались под англосаксонскую культуру.

И третья модель – казахстанская модель Н.Назарбаева, которая объединяет лучшие стороны культурно-антропологического типа и мультикультурализма. И  в тоже время нужно отметить, что у нас  нет поглощения других культур,  нет изолированных этносов,   есть единство.

         В целом консолидация всех этносов на решение общегосударственных задач видится важнейшей задачей всех программ нашей республики. Цивилизованный выбор Казахстана  —  в пользу сбережения культурного и этнического многообразия и у нас каждый этнос дополняет другие типы, при этом не сливается и не поглощается.

         Модель мира и согласия Независимого Казахстана получила международное признание и высокую оценку со стороны крупнейших стран мира.  Приведем некоторые цифры: 40 зарубежных делегаций побывали в РК для изучения нашего опыта;  с 2009 года создан и действует научно-экспертный совет АНК, куда вошли 20 ученых докторов и кандидатов наук (экономисты, политологи, этнографы, культурологи) и созданы научно-экспертные группы в регионах. С 2013 созданы кафедры АНК, первая открыта в ЕНУ   имени Л.Гумилева. Сейчас такие кафедры в 17 вузах, в 2 колледжах – центры. Создана Ассоциация кафедр АНК. Это необычные, не типовые, не классические  кафедры, которые  проводят учебные курсы по  «Культуре межнациональных отношений», осуществляют научное обеспечение  — практически работают  как культурологические, этнографические и социологические лаборатории, кафедры являются дискуссионной площадкой, где проходят встречи с видными   деятелями, учеными, экспертами.

В 2007 году были сделаны поправки в законодательскую базу Казахстана, где законодательно была закреплена инициатива Первого Президента, чтобы АНК получила представительство в Парламенте Республики Казахстан. С этого времени  9 депутатов представляют АНК в высшем  законодательном  органе. Таким образом, ассамблея получила в парламенте не только этнический характер представительства, но и политический.

Нынешний мировой  кризис ведет к переустройству  мирового порядка. В мире велика угроза экстремизма и терроризма. Мы видим, что происходит в  Сирии  и в странах  Ближнего Востока. Питательной средой  экстремизма и терроризма является отсутствие культуры межнациональных отношений, духовных и нравственных основ. Сегодня мир столкнулся с настоящей войной культуры и бездуховности. На фоне этого особенно ощущается ценность  казахстанской модели идентичности. Наши предки говорили: «Если вы загадываете на год вперед — выращивайте хлеб; если  вы загадываете на сто лет вперед – посадите деревья; если вы загадываете на целую вечность – воспитывайте Человека».

         На протяжении всей истории человечества Казахстан всегда был мостом между Востоком и Западом, между цивилизациями и культурами, поэтому имеет глубокие и прочные духовные корни. На его бескрайних просторах зародились и развились самые разные верования и религиозные традиции.  Сегодня Казахстан с населением 18,6 миллиона человек является общим домом для представителей более 135 этносов и 18 конфессий. Казахстан служит наглядным примером того, как люди разных вероисповеданий и этнических групп внутри страны могут жить в мире и согласии.

 Венера Есенгалиева,
 кандидат  философских наук, доцент ЗКАТУ им. Жангир хана

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *