Официальное рождение АНК как первого в мире уникального, не имеющего аналогов, социального и общественного института датировано 1 мартом 1995 года. Но история этой объединяющей идеи имеет более раннее начало. Еще в бытность І секретарем ЦК Компартии Казахстана Нурсултан Назарбаев вынашивал идею создания такого объедения как АНК, потому что страна была полиэтничной и поликонфессиональной. Распад СССР усилил и в мировоззренческом, и в духовном плане разобщенность, ускорил принятие решения и в декабре 1991 года впервые было сказано об Ассамблее. Глава государства периодически возвращался к этой идее и в 1992, 1993 годах и 1 марта 1995 указом Президента он был создан. Поначалу АНК напоминала общественный орган с элементами социального и политического направления и называлась Ассамблеей народов Казахстана. Но за 20 лет развития Ассамблея изменилась и вглубь — качественно менялось содержание, и вширь — были созданы ассамблеи в регионах. И потому она стала называться Ассамблей Народа Казахстана. Если в первые годы работа Ассамблеи больше несла в себе политический смысл, то сегодня это структура, которая охватывает своим вниманием все сферы нашей жизни – культуру, образование, религию, народное хозяйство. Поддерживая идеи государства, она занимается информационно-пропагандистской работой, помогает осуществлять реализацию новой экономической политики, патриотической идеи, направленной в будущее — «Мәңгілік Ел» и программы «Рухани жаңғыру».
Особое внимание сегодня в идеологии Независимого Казахстана уделяется знанию исторических традиций народов. При этом принцип толерантности становится основополагающим аспектом духовного воспитания молодежи.
Если
обратиться к истории поэты, акыны и жырау
Великой степи во все времена
воспевали о единстве народов. В творениях тюркских поэтов и шайыров встречается
много мотивов о значении толерантности.
Традиционное гостеприимство кочевых народов,
прививаемое с раннего возраста, является значительным средством воспитания
уважительного отношения к родным, соседям, к людям знакомым и незнакомым – это
показатель гуманизма и толерантности.
Возможно, здесь лежат истоки толерантности и гуманизма казахского народа,
который в трудное для себя время смог принять, накормить и обогреть в
довоенные, военные и послевоенные годы десятки репатриированных в Казахстан
народов. Именно здесь лежат духовные предпосылки для создания «казахстанской
модели межэтнического согласия», являющегося образцом для многих народов.
В истории теоретики выделяют 3 модели межэтнических отношений: Первая модель принята Канадой, всей Европой и Северной Америкой и называется мультикультурализм – это равноправное сосуществование в условиях тесного соседства национальных и религиозных меньшинств.
Ряд европейских политиков официально признали, что европейский мультикультурализм пришел к кризису. Эта модель связана с геттоизацией. Именно в условиях мультикультурализма создаются гетто, такие как турецкое в Германии (свыше 25 млн. турков). Национальные меньшинства создают замкнутые анклавы, где нет понятия взаимного обогащения культур. У них нет того, что есть у нас в Казахстане. Главная методологическая база — культура, дающая возможность слышать и чувствовать других. Культура для нас безгранична с возможностью взаимного проникновения ценностей и традиций. При этом она имеет свои этнические корни: язык, национальные традиции и историческую память, историю. Это то, что взял на вооружение наш Первый Президент.
Второй существующий тип полиэтнического общества — культурно- антропологический, который нередко называется ассимиляцей, когда один этнос лидирует и другие должны принять его мировоззрение и культурные особенности. Это американский «плавильный котел», где этносы подстраивались под англосаксонскую культуру.
И третья модель – казахстанская модель Н.Назарбаева, которая объединяет лучшие стороны культурно-антропологического типа и мультикультурализма. И в тоже время нужно отметить, что у нас нет поглощения других культур, нет изолированных этносов, есть единство.
В целом консолидация всех этносов на решение общегосударственных задач видится важнейшей задачей всех программ нашей республики. Цивилизованный выбор Казахстана — в пользу сбережения культурного и этнического многообразия и у нас каждый этнос дополняет другие типы, при этом не сливается и не поглощается.
Модель мира и согласия Независимого Казахстана получила международное признание и высокую оценку со стороны крупнейших стран мира. Приведем некоторые цифры: 40 зарубежных делегаций побывали в РК для изучения нашего опыта; с 2009 года создан и действует научно-экспертный совет АНК, куда вошли 20 ученых докторов и кандидатов наук (экономисты, политологи, этнографы, культурологи) и созданы научно-экспертные группы в регионах. С 2013 созданы кафедры АНК, первая открыта в ЕНУ имени Л.Гумилева. Сейчас такие кафедры в 17 вузах, в 2 колледжах – центры. Создана Ассоциация кафедр АНК. Это необычные, не типовые, не классические кафедры, которые проводят учебные курсы по «Культуре межнациональных отношений», осуществляют научное обеспечение — практически работают как культурологические, этнографические и социологические лаборатории, кафедры являются дискуссионной площадкой, где проходят встречи с видными деятелями, учеными, экспертами.
В 2007 году были сделаны поправки в законодательскую базу Казахстана, где законодательно была закреплена инициатива Первого Президента, чтобы АНК получила представительство в Парламенте Республики Казахстан. С этого времени 9 депутатов представляют АНК в высшем законодательном органе. Таким образом, ассамблея получила в парламенте не только этнический характер представительства, но и политический.
Нынешний мировой кризис ведет к переустройству мирового порядка. В мире велика угроза экстремизма и терроризма. Мы видим, что происходит в Сирии и в странах Ближнего Востока. Питательной средой экстремизма и терроризма является отсутствие культуры межнациональных отношений, духовных и нравственных основ. Сегодня мир столкнулся с настоящей войной культуры и бездуховности. На фоне этого особенно ощущается ценность казахстанской модели идентичности. Наши предки говорили: «Если вы загадываете на год вперед — выращивайте хлеб; если вы загадываете на сто лет вперед – посадите деревья; если вы загадываете на целую вечность – воспитывайте Человека».
На протяжении всей истории человечества Казахстан всегда был мостом между Востоком и Западом, между цивилизациями и культурами, поэтому имеет глубокие и прочные духовные корни. На его бескрайних просторах зародились и развились самые разные верования и религиозные традиции. Сегодня Казахстан с населением 18,6 миллиона человек является общим домом для представителей более 135 этносов и 18 конфессий. Казахстан служит наглядным примером того, как люди разных вероисповеданий и этнических групп внутри страны могут жить в мире и согласии.
Венера Есенгалиева,
кандидат философских наук, доцент ЗКАТУ им. Жангир хана