Спустя 79 лет останки белорусского поэта и прозаика Змитрока Бядуля, который умер в годы Великой Отечественной войны и был захоронен на старом кладбище Уральска, были эксгумированы и возвращены на родину в Минск.
Змитрок Бядуля – псевдоним Самуила Плавника – белорусский поэт-романтик, автор лирических стихотворений и миниатюр, романист, публицист с выразительно определенным интересом к актуальным проблемам, талантливый и оригинальный театральный критик, исследователь вопросов этнографии и фольклора, детский писатель 1910-40-х годов прошлого века
Родился Самуил Ефимович в многодетной небогатой еврейской семье 23 апреля 1886 года в деревне Посадец Логойского района Минской области. Владел он идишем, древнееврейским, белорусским, русским и немецким языками. Его отец летом был арендатором, а зимой работал на лесозаготовках. Самуилу с самого детства пришлось помогать по дому и по хозяйству своей большой семье. В семь лет Самуил пошел в начальную еврейскую школу (хедер), после окончания которой поступил в школу раввинов, но не закончил и вернулся домой. С самого детства книги были страстью будущего писателя. Он отыскивал их самыми разными способами, в том числе выписывал из Вильны, Москвы и Петербурга, выпрашивал у господ, искал в школах.
Начиная писать, Бядуля ориентировался на старинную еврейскую литературу, но позже отказался от этой манеры письма и начал изучать современную литературу. Тогда он и начал писать стихи и рассказы на русском языке, подражая манере знаменитых поэтов XIX века. Но белорусские язык и культура все равно врывались в его произведения. В 1909 году в руки Змитрока попала белорусскоязычная газета «Наша Ніва». Сам факт существования «простонародной» газеты впечатлил молодого человека и повлиял на его реалистичное мировоззрение.
В середине 1910-х годов поэт начал подписываться своим литературным псевдонимом. В своих произведениях писатель стремился показать тяжелую долю рабочих («Ля вапеннай гары»), рассказывал о горе людей, которые пострадали от пожара («Чырвоная казка»), показал трагедию крестьянина в столкновении с жестокостью жизни («Без споведзі»). Настоящей классикой в истории белорусской литературы стали рассказы Змитрока Бядули «Пять ложек затирки», «Молодые дровосеки», «Летописцы», «На Рождество к сыну». В этих рассказах писатель рисует тяжелую, невыносимую, без всякой надежды на будущее жизнь. Герои многих его произведений – дети, которые вынуждены голодать, умирать, не имеют возможности развивать свои способности и талант.
В 1915 году Змитрок Бядуля возвратился в родной Посадец, а через некоторое время переехал в Минск, где участвовал в работе Минского отдела Белорусского общества помощи потерпевшим от войны. Жил на одной квартире с Максимом Богдановичем. Они оба очень любили родную Беларусь, и не только мечтали о ее светлом будущем, но и боролись за него.
Также Змитрок Бядуля внес большой вклад в развитие белорусского краеведения и разработку проблем взаимовлияния белорусской и еврейской культуры, одним из первых в белорусской литературе обратился к показу судьбы крестьянства в условиях больших социальных преобразований. Он активно выступал в поддержку идей белорусского возрождения.
После того, как в 1920 в Минске восстановилась советская власть, несколько лет он работал в газете «Савецкая Беларусь», редактировал детский журнал «Зоркі», был первым редактором краеведческо-этнографического журнала «Наш край». В 1926 году он начал работать в Институте белорусской культуры.
Входил в литературное объединение «Маладняк», затем в «Узвышша». В начале 1930-х годов Змитрок Бядуля выступал с покаяниями и отречением от «буржуазных националистов», которых показал в карикатурном виде во втором томе романа «Язеп Крушинский». В 1934 году его приняли в Союз писателей СССР. В августе 1936 года вместе с рядом других белорусских литераторов от имени Союза советских писателей БССР подписал письмо к Сталину с призывом уничтожить «мерзавцев из контрреволюционной троцкистско-зиновьевской банды». З.Бядуля одним из первых в Беларуси в 1939 году был награжден за литературное творчество орденом Трудового Красного Знамени.
Произведения писателя переведены на многие языки. На слова поэта композиторы Владимир Оловников, Константин Галковский, Владимир Терравский, Григорий Пукст написали многочисленные песни.
В начале Великой Отечественной войны Змитрок Бядуля вынужден был покинуть Беларусь. В эвакуации жил сначала в Пижме Горьковской области, затем, до конца октября, в поселке Новые Бурасы Саратовской области. Но так случилось, что во время эвакуации писателю неожиданно стало плохо и сердце остановилось 3 ноября 1941 года. Хоронил его на городском кладбище Уральска белорусский театр имени Якуба Коласа из Витебска, который тогда был на гастролях в Казахстане. Обставили прощание по театральному: гроб стоял на возвышении, а актеры читали его произведения.
В Белоруссии информация о захоронении в Казахстанском городе Уральске писателя З.Бядули не была секретом. Во многих различных источниках и в интернете говорилось не раз о том, что в поезде во время эвакуации у него остановилось сердце и на одной из станций его похоронили. Сегодня Змитрок Бядули не забытый автор и входит в школьную программу. К тому же, в его честь названы улица и площадь в Минске, улицы в городе Жабинка Брестской области, в Молодечно Минской области и в Витебске.
По доверенности от сына писателя Ефима Плавника за дело взялись глава благотворительного фонда имени Марии Магдалены Радзивилл и президент Ассоциации белорусов Швейцарии Александр Сапега, временно поверенный в делах Белоруссии в Швейцарии Павел Мацукевич и фотограф Юрий Комиссаров.
– Идея перезахоронения Змитрака Бядули поднималась шесть раз. В первый раз это было в 70-х годах со стороны сына, который обратился в Союз писателей. Но тогда что-то не получилось. Затем в 1986 году, к столетию писателя, вопросом заинтересовались в ЦК Компартии Беларуси, но опять что-то не вышло. В 2013 и 2017 годах общественными активистами также поднимался вопрос о перезахоронении останков писателя. Четыре месяца назад при личной встрече с сыном писателя Ефимом Самуиловичем Плавник, который проживает в Минске, мы предложили ему помочь с возвращением праха отца, – говорит Александр Сапега.
Потом начались переговоры по поводу разрешения, эксгумации, финансовые аспекты с руководством и госслужбами Белоруссии и Казахстана. Все службы Уральска отнеслись с пониманием и быстро помогли в решении вопросов. Обращения были в Уральскую полицию, институт судмедэкспертизы, от акимата города получили разрешение на эксгумацию. Еще пришлось обратиться в Преображенскую церковь, ритуальные услуги, к авиаперевозчику. Нашли поддержку и со стороны белорусского центра «Грамада» Ассамблеи народа Казахстана в лице его председателя Михаила Беляева.
– Большое спасибо всем казахстанским людям. Начиная с момента прибытия в Уральск, мы на каждом этапе ощущали поддержку и помощь. Даже, когда выходила тупиковая ситуация, западноказахстанцы старались нам помочь, – добавил Павел Мацукевич.
По словам Александра Сапега, в Белоруссии семья Змитрока Бядуля не нашла поддержку среди земляков, и поэтому в 90-х годах они решили передать в краеведческий музей Уральска документы, рукописи, фотографии и орден Трудового Красного Знамени и книги с дарственной надписью от супруги и сына. Сотрудники музея тоже отнеслись с пониманием и в этот раз предоставили гостям папки с документами, разрешили с ними познакомиться, отсканировать.
– Мы получили согласие от властей Уральска, решили вопрос с датой эксгумации, перевозом останков и конкретным местом захоронения в Минске. Фундамент памятника был выполнен в форме креста, сам памятник находился в довольно плохом состоянии. Во время демонтажа выяснилось, что гроб находится не совсем близко к памятнику, подкапывать пришлось там, где ходят люди. Останки лежали почти под ногами. Но была поставлена задача: сохранить вывески, буквы из надгробия и привезти в Беларусь, чтобы передать все это в филиал музея истории белорусской литературы «Белорусский домик». Во время эксгумации православный священник совершил молебен. Останки надо было вместить в цинковый гроб, найти который было проблематично, – рассказал Александр.
Змитрок Бядуля немало сделал для Беларуси и белорусской литературы. Естественно, он не планировал почить на чужбине – и заслужил право вернуться в свою родную землю. Но память о нем в Уральске останется. Было внесено предложение открыть мемориальный знак на территории кладбища. Возможно, это будет доска на стенах церкви.
Оксана КАТКОВА,
фото автора