В статье «Абай және XXI ғасырдағы Қазақстан» Глава государства К.Токаев отразил значение личности казахского мыслителя и богатое культурное, духовное наследие, которое Абай оставил современному казахстанскому обществу.
«Произведения великого поэта актуальны и сегодня. Идеи Абая всегда могут быть духовной пищей для всех нас. Поэтому необходимо переосмыслить его труды. В этой статье я хотел бы раскрыть актуальность слов Абая для наших дней, обозначить уроки, которые должны извлечь наши люди из произведений поэта», – отметил Президент.
Основными мотивами в произведениях Абая являются восптание гражданственности, патриотизма, гуманизм и просвещение. Большое внимание он уделяет воспитанию молодежи.
Абай – мыслитель-гуманист. Центральное место в его философии принадлежит проблемам человека, человечности, гуманизма в целом. Он считает, что подлинного человеколюбия и гуманизма не существует вне веры в Творца. Подвергая резкой и обоснованной критике духовенство, Абай никогда не покушался на основы мусульманского вероучения. Напротив, Абай верит в Бога. Он видит в Аллахе, воплощение абсолютного добра и истины. Аллах в учении Абая – это творец всего сущего, а заповеди божьи – основа человеческой морали. Абай убежден в бесконечной мудрости и доброте божественного начала. Его вера – это вера творческой и свободомыслящей личности – она светла и глубоко гуманна, деятельна и нравственно цельна. Абай верит в сотворенного Богом человека, в его высокое предназначение, в окончательное утверждение на Земле идеалов добра, любви и справедливости. Человек, обладающий доброй волей, способен обрести счастье и сделать счастливым другого. В «Словах Назидания» он пишет о нравственных пороках, свойственных людям и мешающим им обрести подлинно человеческую сущность. Это – невежество, эгоизм, лень, злодеяние, бесстыдство и т. д. Абай всей душой желает привить молодому поколению чувства любви, дружбы и сострадания.
Абай активно выступает против всякого насилия. Уровень гуманности человека он определяет его совестью, ответственностью человека перед самим собой и обществом, а также его поведением, поступками, что особенно актуально в современном обществе.
Абая можно назвать и представителем евразийства, он испытал влияние европейской культуры через русскую культуру. Абай подчеркивает необходимость интеграции с другими народами и культурами. Он не мыслит полноценного развития своей родной казахской культуры, подлинного прогресса в жизни казахского народа, без усвоения лучших достижений культур Востока и Запада. Жизненный опыт и интуиция подсказывали Абаю, что казахский народ не может и не должен жить в изоляции, так как он является неотъемлемой частью человечества и поэтому должен пойти по пути мировой цивилизации, приобщиться к ней. Отсюда мыслитель-гуманист старается помочь своему народу поверить в себя, в свои нераскрытые силы и возможности.
Мысли Абая о человеке, смысле его жизни, о гуманизме и нравственности не теряют своей актуальности и в наши дни. Статья Президента дает нам направления в изучении наследия Абая. Все вопросы, которые поднял Президент в своей статье, должны быть услышаны и поняты каждым казахстанцем.
Галия Саркулова,
ЗКАТУ имени Жангир хана
старший преподаватель
центра «Рухани жаңғыру»