Есть у города заслуженный строитель

Хорошие строители – это настоящая находка для любого города. Если возводятся новые дома, преображаются общественные территории или обновляются старые объекты, значит, город живет, развивается и дышит. В Уральске развернуто множество строек, на которых не покладая рук трудятся профессионалы, многие из них посвятили строительству всю свою жизнь.

SONY DSC

Один из таких людей – Кенжегали Каражанов, который отдал этому делу 55 лет. Он любит свою работу и признается, что сейчас и не представляет, кем смог бы работать еще.

– Да, я по жизни строитель. Свой путь начал в строительной отрасли в 1960 году после выпуска Карагандинского политехнического института. Начинал с самых азов – был мастером, прорабом, старшим прорабом, начальником участка, главным инженером треста, управляющим трестов, первым завотделом строительства и городского хозяйства Горкома партии Казахстана, секретарем парткома треста «Уральскпромстрой». За этим стоит строительство, реконструкция и ремонт многих значимых объектов, зданий и жилых домов в области. Да и вообще любой человек по жизни строитель, только у меня это еще и профессия. Долгий ли это путь для меня? С одной стороны – да, долгий, а с другой – время на стройке летит очень быстро, я и не заметил, – говорит наш герой.

В Уральске Кенжегали Каражанов работал в разных строительных организациях и всегда был на хорошем счету у руководства. Его высоко ценили известные люди Приуралья, такие как Авраам Наумович Робинович, Виктор Сергеевич Локтионов, Касым Ибатович Ишмаков, Михаил Андреевич Потиченко, Григорий Семенович Белаш.

– Начинал я как строитель еще в советское время. А значит, генплан без каких-либо отклонений, все по проекту – отступить от него нельзя. За это время сколько произошло изменений, появились современные технологии, современные материалы – это очень хорошо. Многие детали заменили готовые пластиковые, которые только крепят. Творчество и неординарность решений необходимы при проектировании зданий, но осталось неизменным: в процессе строительства требуется исполнение технической документации и строгое соблюдение строительных норм и правил, – говорит Кенжегали Каражанов. – Хорошую практику я получил в самом начале моей трудовой деятельности – пять месяцев работая на строительстве Теплоэлектроцентрали (ТЭЦ) с водозабором на берегу р.Урал. Вообще, у меня не было передыха: сдавали один объект, и тут же приступали к другому, не менее важному для всего нашего региона.

В период с 1960 по 1968 год Кенжегали Каражанов работал в строительном управлении СУ №2 (впоследствии строительно-монтажное управление «Химмашстрой»). За это время построили Деревообрабатывающий завод (ДОЗ), завод Железобетонных изделий (ЖБИ), Домостроительный комбинат – по сути дела, это была база стройиндустрии всего города и области. После ввода их в эксплуатацию в городе появились первые панельные дома. Далее были Мясокомбинат, база «Вторчермет» в районе Желаево, Газораздаточная станция (ГРС) в районе Хлебозавода, на которую сжиженный газ поставляли из Оренбурга. А когда сдали прудовое хозяйство Рыбокомбината и Рыбцех, в городских магазинах начали продавать живую рыбу. Также сдали в эксплуатацию Канализационные очистные сооружения в поселке Зачаганске, комплекс Городского молочного завода, Арматурный завод, тепловые сети провели от ТЭЦ к «Гормолзаводу» и другим объектам города.

– Когда мы строили Деревообрабатывающий завод, то с украинского города Сумы и молдавского Бендеры к нам направили молодежь. Девушки и юноши говорят только на украинском и молдавском, меня не понимают. Тогда я стал сам замешивать раствор и показывать, как все делать, также показал, как крышу крыть рубероидом, битум варить, и главное, соблюдать технику безопасности – так они всему научились, и впоследствии из них получились отличные специалисты.

Да, еще мне вспоминается, когда я приехал в 1960 году в Уральск, то везде были котельные, электричество почти не использовали. С запуском ТЭЦ электроэнергии стало больше, но все равно ее не хватало на нужды областного центра, который начал расти. Тогда в 1965 году было решено построить подстанцию «Уральск-1» на 220/110/10 кВА на Свистун горе, с пуском которой Западно-Казахстанская область впервые получила дешевую Куйбышевскую электроэнергию и вошла в единую энергетическую систему Европейской части СССР, – продолжает строитель.

Кенжегали ценили за знания и старания, за то, что он знал свое дело и никогда не нарушал норм при строительстве, а еще, что он был коммунист. Поэтому доверить строительный объект такому человеку можно – считало руководство. И в 70-х годах его назначили первым заведующим отделом строительства и городского хозяйства городского комитета Компартии Казахстана. Но сидеть в кабинете он не мог, его тянуло на стройку, и он продолжал вникать в строительные дела. Изучал молодые кадры, выдвигал их, курировал ход строительства особо важных объектов для области и республики: это заводы «Металлист», Стеновых материалов, Универмаг, гостиница «Акжайык» (ныне ДВД ЗКО), жилые дома. А с 1978-1982 годы в должности главного инженера, а затем и.о. управляющего треста «Западэлеватормельстрой» (ЗЭМС) Минсельстроя КазССР работал вместе с коллективами над сдачей в эксплуатацию объектов образования, здравоохранения, сельского хозяйства. Среди них Комбикормовый завод с элеватором в г.Аксае; Мемориальный комплекс павшим воинам в Великую Отечественную войну 1941-1945 г.г. со стелой высотой 62 и 64 м на площади Победы и четыре высотных 14-этажных жилых дома в скользящей опалубке по улице им. Дзержинского (ныне Абая).

В 1982 году Кенжегали Каражанова утверждают секретарем парткома треста «Уральскпромстрой», затем в 1984 году главным инженером треста «Уральскколхозстрой», а в 1986 году – заместителем директора объединения «Уральскоблагропромстроя». За эти годы коллективами были сданы в эксплуатацию вторая очередь Домостроительного комбината, поликлиники, вторая очередь канализационных очистных сооружений, жилые дома, школы, детсады, клубы, больницы, амбулатории, общежития, объекты сельского хозяйства, как в городе, так и в районах.

В должности управляющего «Облремстройтрест» в конце 80-х начале 90-х годов он командовал строительством корпуса Онкологической больницы, павильона «Овощи-фрукты» на Центральном продовольственном рынке, дополнили Мемориал на площади Победы Вечным огнем…

Так откуда в этом человеке столько энергии и трудолюбия. Это мы узнаем, вернувшись в далекие 30-е годы прошлого столетия.

…В колхозе им. Молотова Фурмановского района (ныне Казталовском) Уральской области жила большая семья сапожника Каражана и доярки Акболы Тыныштык. Воспитывали они четырех детей, и при этом ожидали пятого, который на свет появился суровым декабрьским днем 1936 года. Имя ему дали Кенже – «младший». К сожалению, мальчик не узнал, что такое любовь и забота отца, после тяжелой болезни он умер, когда сыну еще не исполнился и год. Маме пришлось трудно – она осталась одна с пятью детьми на руках. Да еще через три года началась Великая Отечественная война.

В суровые военные годы Кенже был обычным мальчишкой того времени. Конечно, ему хотелось погонять голубей с другими ребятами, искупаться в речке, просто побаловаться, но приходилось трудиться, помогать семье. На ферме он помогал маме пасти телят, на быках косил сено, понимая, что всем приходится трудно, ведь взрослые защищают от напавшего на Родину врага. И еще он в 1944 году пошел учиться в Фурмановскую СШ, где на хорошо закончил четыре класса.

– Помню, как-то мы катались на быках. Мой друг Петро вел его, держась за хвост, но я попросил отпустить. И вдруг бык взбрыкнув, подкинул меня, я взлетел в воздух и, упав, сломал левую руку. Старший брат отнес меня к костоправу. Рука срослась, я ее тренировал, занимался спором, и даже потом в институте поднимал штангу и имел первый разряд, – вспоминает Кенжегали.

Так случилось, что семье пришлось уехать с насиженного места и обосноваться в соседней области. В 1947 году их забрал в Актюбинск старший брат Сундеткали, оберегая от страшного навета в те годы «семья врага народа». Дело в том, что в 1941 году после окончания 10 классов Сундеткали был арестован вместе с другими 13 последователями движения «Алаш», и в 19 лет попал в Актюбинскую тюрьму. В 1947 году он освободился, устроился на работу и забрал всю семью к себе.

Кенжегали отдали учиться в интернат-пансион. У него всегда была тяга к знаниям, поэтому учился он хорошо, а на летних каникулах отдыхал дома, проводил интересное время с семьей.

– В 1954 году после окончания пансиона стали думать, куда мне дальше идти учиться. А в Караганде у нас жил дядя, и в те годы как раз там открыли политехнический институт, куда я и поступил. Мое увлечение спортом привело меня в сборную Карагандинской области, играл в футбол институтской команды. В 1960 году окончил его по специальности инженер-строитель, – поделился наш герой…

…После распада Советского Союза распалась и вся строительная система, не стало трестов. Хозяйство пришло в упадок, работы не было. И поэтому восстанавливать приходилось все опять заново, налаживать производство по крупицам. Кенжегали Каражанов после выхода на пенсию в 1994 году остался: он так любил свою работу, что и представить не мог себя в иной реальности.

– Будучи пенсионером, я не оторвался от строительства. И в период с 1994 года по сегодняшние дни работаю на стройке, передаю опыт и знания молодым строителям из города и села. С 1995 и по 2010 годы работал главным инженером, далее заместителем директора по строительству и ремонту Центрального продовольственного рынка занимался его расширением, реконструкцией, благоустройством. Затем в технадзоре инженером по качеству строительно-монтажных работ (СМР), начальником отдела охраны труда и техники безопасности. Мною были введены в строй школы, среди них СОШ №30 в поселке Зачаганск и в Серебряково, клубы, больницы, амбулатории, объекты сельского хозяйства, коровники, кошары, овощехранилища, машинотракторные мастерские (МТС) и многие другие объекты сельскохозяйственного производства, детские сады, бани и жилые дома в районах Бурлинского, Каратобинского, Сырымского (Жымбитинского), Акжаикского, Теректинского районов, Казахский драматический театр, проведена реконструкция стадиона им. П.Атояна. В июне 2006 года в эксплуатацию ввели Кирпичный завод, Банк «Центр Кредит», Бизнес Центр, каркас здания новой мечети, Магистральная насосная станция в Чинарево. В 2015 году, когда мне исполнилось 55 трудовой деятельности, решил отойти от дел, – продолжает Кенжегали Каражанов.

Так или иначе, все события в жизни нашего героя связаны с работой, и все относится к тем или иным датам. Даже с будущей супругой Фатимой Мулдашевой познакомились в 1963 году, когда Кенжегали стоил Главную насосную канализационную станцию перекачки в районе завода Ворошилова (район ЦОНа). Как раз Фатима Гинаятовна закончила Алма-Атинский сельскохозяйственный институт по специальности ученый агроном.

– После института Фатима должна была ехать в район, а я работал инженером на важной стройке. Поэтому в августе мы поженились, и она осталась в Уральске. Устроилась работать в Институт усовершенствования учителей заведующей фильмотекой, а затем была чертежницей в проектном институте «ЗапКазгипроводхоз» в строительном отделе, – говорит ветеран.

Кенжегали и Фатима воспитали прекрасных детей Жумабека и Клару, а вместе с ними и троих детей рано умершего среднего брата Канаткали. Сегодня их радуют своими успехами четыре внука и правнучка Сункар.

Работа занимала всю его жизнь, с утра до вечера, в выходные и праздничные дни. Его ценили и ценят и коллеги, и руководство. О себе он говорит, что просто старается все делать хорошо потому, что любит то, чем занимается. И такой подход не остался незамеченным: за многолетний и добросовестный труд имеет немало поощрений, в копилке его наград – Знак «Отличник социалистического соревнования в строительстве», «Ветеран труда». Также был избран депутатом городского Совета народных депутатов, в 1976-1979 годах был членом горкома Компартии Казахстана, труженик тыла, работавший во время ВОВ. В 2011 году ему присвоили звание «Почетный строитель РК».

В этом году Почетному строителю Казахстана исполняется 86 лет.

– Строительство – это большая ответственность, нагрузка, цифры, расчеты, много общения с самыми разными людьми. И все это мне нравится. В других профессиях я себя никогда не видел, строительство – это мое. Когда человек работает, он должен получать не только материальное, но и душевное вознаграждение. Мимо стройки не могу пройти спокойно. Обязательно зайду, поздороваюсь, если есть, то делаю замечания, – подчеркнул Кенжегали ата.

Созидательный труд строителей на долгие годы оставляет след на земле. Каждое новое отстроенное здание было для него и его коллег большой радостью.
Каждый волен распоряжаться своей жизнью. Кенжегали когда-то выбрал строительное ремесло и считает свой выбор счастливым. Любимому делу посвятил всю жизнь, а профессиональный праздник чтит превыше всех остальных.
Есть среди нас люди, которых довольно трудно представить в другой роли. Про таких говорят: «на своем месте». К их числу относится и Кенжегали Каражанов.

Оксана КАТКОВА,

фото автора и из семейного архива

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *