«Они хотят без образования ПОЛУЧАТЬ зарплаты наравне с НАЧАЛЬСТВОМ»:анонимный рассказ очевидца событий на Тенгизе

Жестокое побоище, которое устроили рабочие на Тенгизе, стало темой для обсуждения номер один за этот уик-энд и обросло множеством мифов и фейков. Нашему корреспонденту удалось связаться с одной из работниц компании Consolidated Contracting Engineering & Procurement Company S.A.L., которая была в тот день в офисе и чуть не стала жертвой разъяренной толпы.


Итак, уже выяснилось, что причина беспорядков вовсе не в фото. Тогда неугомонные хейтеры откопали хоум-видео одной пары из Алматы и приписали его к Тенгизу. Власти Атырауской области назвали причиной жесткого избиения иностранцев неравные условия труда, а именно заработные платы и, как ни странно, еда. Однако, и эта причина выглядит сомнительной после интервью с очевидцем. Так что же скрывают власти? И почему правоохранительные органы не принимают меры в отношение публичных страниц, выставляющих личные данные и оскорбительные, порочащие честь и достоинство посты, а крупные информационные агентства освещают эту тему только со стороны урегулирования конфликта, не раскрывая явных причин? Почему власти отдали на растерзание толпы комментаторов в социальных сетях несчастных работниц компании? Эти вопросы не дают нам покоя и мы решили разобраться во всем самостоятельно.


«Мы оказались не в то время, не в том месте. Нам говорили, что надвигается толпа, но откуда мы могли знать, что они нападут на нас? Ведь мы конкретно знали, что совершенно не имели отношения к конфликту, мы только работаем там, и среди коллег также есть парни-казахи. Мой жених – казах, инженер, я работаю вместе с ним переводчиком. Уже как два года. В тот день он вытащил нас оттуда, потому что знал, что каждому не объяснишь. А эти люди в масках из-за одной девушки судят нас всех. Хотя сами нагло на казахском обсуждают твои формы, когда проходишь мимо, и говорят громко, не учитывая возраст и не соблюдая субординацию. Мне всего 25 лет. Теперь еще прибавились люди, которые из-за публикаций в соц сетях поливают нас грязью, угрожают расправой, нам страшно жить и стыдно, хоть и мы никогда не давали повода», — рассказывает одна из девушек, которую 29 июня под дождем из нецензурных ругательств и улюлюканий выводили из офиса компании Consolidated Contracting Engineering & Procurement Company S.A.L.


Напомним хронологию событий. 28 июня житель города Кульсары Жылыойского района Турар Шапкараев, который так же является гражданским активистом, на своей странице в Facebook «Болат Караболат» разместил пост с призывом к компетентным органам, принять меры в отношении вышеупомянутого Эли Дауда. Шапкараева оскорбило то самое злосчастное фото с одной из сотрудниц. Конфликт изначально принял национальный характер, ведь активиста возмутило именно различие в этнической принадлежности мужчины и женщины на фото, так девушка является этнической казашкой, а мужчина арабом.


Шапкараев преподнес ситуацию как оскорбление всего казахского народа, пригрозив, что «начнется спрос с ССЕР. Эли возможно будет наказан по закону степи и предков, по казахскому!»(цитата из поста в Facebook)


Несмотря на то, что Эли Дауд и девушка, с которой было сделано фото, являются друзьями, а сам иностранец уже два года живет и работает в Казахстане, во избежание конфликта, работодатели «обвиняемого» приняли решение об увольнении. Сам Эли Дауд выложил в сети видео, на котором приносит извинения перед казахстанцами и выражает сожаления о том, что вынужден прекратить работу в этой стране. С Шапкараевым же проведена предупредительно-профилактическая беседа районным прокурором – в его высказываниях и призывах виднелся явное разжигание межнациональной розни.


«28 числа Эли Дауд закинул фото. После обеда подошел начальник и сказал, что его уволили из-за этой фотографии. А девушка, уехала.Я приняла это как-то не в серьез. Меня это не касалось. А вообще, Эли Дауд как коллега помогал нашему отделу», — вспоминает очевидица.


«У нас очень строгий начальник, он не одобряет разгульное поведение девушек и всегда говорил нам: «Ходите со своими парнями-казахами». Он уважал нас, сам араб, прожил много лет в Казахстане и вжился в наш менталитет».


На следующий день, 29 июня в 10 утра представители компании Consolidated Contracting Engineering & Procurement Company S.A.L., из числа работников арабского происхождения сообщили казахстанским работникам об ужесточении контроля над трудовой дисциплиной. При этом упомянут был уволенный Эли Дауд. Это и стало причиной погрома и жестокого избиения.


Около 120 казахстанцев проследовали к офису компании. Полностью разгромив здание и избив 9 иностранных работников и одного казахстанца, толпа разделилась – одна часть заблокировала подъездную дорогу к зданию «Завода 3 поколения», а другая, значительно пополнив ряды вновь прибывшими, с силами в 700-800 человек направились к следующему офису. Участники беспорядков завладели десятью служебными автобусами, на которых отправились в вахтовый поселок. В самом поселке собралось по приблизительным оценкам около 300 человек, которые избили трех иностранных работников.


Руководство иностранной компании приняло срочное решение об эвакуации работников всех подрядных компаний. Их вывезли на автобусах в город Атырау. 35 человек находятся в мед учреждении областного центра.


На место беспорядков тут же прибыл личный состав РОВД Жылыойского района, районного отдела ДКНБ Атырауской области и представители прокуратуры. Не остался в стороне и аким области, он прибыл туда в сопровождении начальника ДКНБ и Департамента полиции.


В ходе встречи заместителя акима области с рабочими Consolidated Contracting Engineering & Procurement Company S.A.L. была проведена беседа о недопустимости эскалации конфликта, обсужден вопрос организации труда. Проработкой всех проблемных моментов будет заниматься межведомственная комиссия, которую возглавит первый заместитель главы региона.

«29 июня по рации было объявлено, что надвигается толпа в нашу сторону и сказала, чтобы экспаты, в целях безопасности сели по машинам. Мой начальник был тогда на собрании. Я была одна в офисе. Позже услышала грохот и крики. Я испугалась и закрылась. В дверь начали стучать мои коллеги-казахи. И сказали, чтобы я сидела тихо. После того, как они ушли, пару человек начали выламывать дверь, но не смогли и ушли. Затем пришел мой жених, я открыла ему дверь и он спас меня из этого ужаса. Пока мы шли, из другого офиса начали выходить другие девушки. Нас вели через толпу. И эти люди в масках толкали нас, дергали за волосы, пытались остановить нас. Но видимо, среди толпы были и те парни, которые знают нас. И они вытаскивали нас из толпы. Потом всех посадили на машину – старэкс, и повезли на другую зону А2. Мы думали, что там будет безопасно, но и оттуда уходили и в недоумении смотрели на нас. Затем снова приехала та же машина. Когда мы начали выезжать, рабочие стали в прямом смысле атаковать машину, кидать камни, разбивать стекла, они гнались за нами. В тот момент я была в истерике. Мой жених сказал водителю уезжать подальше в степь, а сам остался. Так мы много часов скитались по степи, искали убежище, но все городки оцепили. Нам сказали, что и там поджитают рабочие. В конце концов нас принял Шанырак, где уже сидели наши ребята-казахи. После нескольких часов прибывания там, нас все же развезли по городкам. От нашего кампуса ничего не осталось», — еле сдерживая слезы рассказывает девушка.


После начала работы межведомственной комиссии во главе с заместителем акима Атырауской области, официальной версией причин случившегося назвали плохие условия труда и питания. Народ массово поддерживает эту версию, утверждая, что иностранцы «на нашей земле получают зарплаты больше и едят не за одним столом». Однако вот что об этом рассказывает реальная сотрудница компании Consolidated Contracting Engineering & Procurement Company S.A.L.


«Я не могу сказать, как именно относятся к рабочим начальство, но я знаю точно, что все эти люди, не имея высшего образования, хотят получать наравне с иностранным начальством. Каждый рабочий получает здесь намного больше, чем со своими знаниями мог бы получить в своем городе. Есть казахи, которые получают больше арабов, есть которые меньше. А насчет еды, всех кормят одинаково, только недавно в меню появились арабские блюда. Но наши люди просто не едят такое. Эти проблемы надуманны. Те, кто поддерживает эти слухи, также занимаются поливанием грязью всех девушек, работающих в нефтегазовой сфере».


«Сейчас мне тяжело. Я боюсь каждого громкого звука. На родителей также летят грязные сплетни. Но мы ни в чем не виноваты, а все стрелки переводят на нас. Никто из правоохранительных органов не брал у нас показания, я сижу дома и никуда не выхожу, но однажды же придется выйти», — закончила жертва гонений.


Что же творится с людьми, когда они поддерживают насилие и увеличивают давление на пострадавших? Живем ли среди людей?


Дана ДУЙСЕКЕНОВА

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *