В каком состоянии находится дом юношества «Шанырак»

Члены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав акимата г.Уральска на выездном заседании, которое прошло в Доме юношества «Шанырак», узнали с какими проблемами сталкиваются его жители, передает корреспондент информпортала PULS.

Согласно Закону РК «О детских деревнях семейного типа и домах юношества» основной целью «Шанырака» является предоставление временного жилья и создание условий для прохождения социальной адаптации выпускникам детских домов и детских деревень от 16 до 23 лет. За это время они должны получить специальность, также детям-сиротам дается время на устройство на работу. Затем, они обязаны позаботиться о собственном жилье, если государство не успело им его предоставить, согласно действующему законодательству.

Но вот уже много лет Дом юношества «Шанырак» не поддерживает свой статус. Сегодня в нем проживают 115 выпускников, да и возраст их далеко не юношеский, есть кому за 30 лет. Им некуда деваться — все они ждут своей очереди на квартиры. Вместе с тем, большинство из этих взрослых людей не думают отвечать за свое «временное жилье». Они просто «забили» на свои комнаты, а что твориться на территории — им вообще наплевать. Жильцы ждут, когда государство им все сделает.

Между тем, как выяснили члены комиссии, только единицы из проживающих людей сделали ремонт. Большинство же из жильцов не торопятся держать ответственность за свое, хотя и временное жилье. Но все, в один голос, стали жаловаться заместителю акима города Бакытжану Нарымбетову на отсутствие заветных метров.

«Сюда я попала после детской деревни в 17 лет. Так случилось, что в очередь на квартиру меня поставили совсем недавно — в 29 лет. Почему мне никто не сказал, что это надо было делать сразу. Нас так воспитывают, что мы ничего не умеем. Выйдя из детской деревни, я не знала своих прав совсем, что делать и как жить, не говоря о том, что мне необходимо было собрать документы на квартиру. Кто занимается этими делами? Кто-то должен был нас поставить в известность и проконтролировать. Сколько потеряно времени. И теперь неизвестно, когда моя очередь подойдет», — пожаловалась Мариана.

«А нас трое — я, сестра и брат. После выпуска из детдома стали жить здесь. Нами занимался куратор, который взяв наши документы, поставил нас всех троих в одну очередь. Когда очередь подошла, то выяснилось, что квартиру дадут только одному. Никто не рассмотрел, чтобы дать квартиры каждому. Хотя сестрам Суетиным, в такой же ситуации, выдали каждой. Сегодня мы с мужем и двумя детишками ютимся в маленькой комнатке. При этом пользуемся общим санузлом, который находится в ужасном состоянии. За отсутствием душа мыться приходится в раковине», — со слезами на глазах поделилась Бахтыгуль.

Был поднят вопрос и об отсутствии горячей воды.

«Сегодня Дом юношества находится на балансе областной детской деревни семейного типа. Часть средств, выделяемых из областного бюджета, направляется для оплаты за коммунальные услуги и на зарплату персонала «Шанырак». Мы понимаем, что здание нуждается в ремонте, улучшении материально-технической базы и других нужд. В этом году за счет экономии на охране и спонсорских средств запланировали поменять отопительную систему, потому что она 60-го года», — сказала директор областной детской деревни семейного типа Роза Суюнчалиева.

Как отметил заведующий Домом юношества «Шанырак» Умирбай Калумбетов, в 35 семейных парах и с 11 одинокими матерями здесь проживают 67 детей, которые хотя и должны проживать вместе с родителями, но не являются сиротами, а тем более выпускниками детских домов, следовательно, они не имеют никакого права здесь проживать. Но на данный момент — это их единственное жилье. В решении жилищной проблемы жителям «Шанырака» поможет только государство. Конечно, отчасти это верно. Но разве государственные структуры не продолжают воспитывать иждивенческий настрой у выпускников детских домов?

«Пока они живут в детском доме или детской деревне — за них думает государство. За весь период, пока они находятся под нашим попечительством, мы приучаем воспитанников к самостоятельности. Но это всего лишь теория, а на практике получается обратное. Бесплатно предоставив специальность, оказав помощь в трудоустройстве и социальной адаптации, государство продолжает содержать взрослых людей за свои деньги. Это только сами воспитанники Дома юношества частенько жалуются, что государство им ничем не помогает. На самом деле ежегодно из бюджетных средств расходуется значительная сумма для оплаты за коммунальные услуги и на содержание штата Дома юношества. Ведь из 115-и выпускников — 105 завершили социальную адаптацию, то есть получили специальность. Вместе с тем больше половины из них не стремятся закрепиться на постоянной работе и взять на себя ответственность за ее результат. Их устраивают случайные заработки и минимум обязательств, как перед работодателем, так и перед своей семьей», — говорит Умирбай Рыспаевич.

Сегодня в Доме юношества 67 выпускников превысили допустимый возраст для проживания в нем  23 года. Переуплотненность учреждения уже несколько лет лишает возможности предоставления временного жилья другим несовершеннолетним выпускникам детских домов. Со временем воспитанники Дома юношества получат жилье из государственного жилищного фонда, и в их комнаты вселятся другие ребята. Очередь продвигается, но только не так быстро как этого им бы хотелось.

Оксана КАТКОВА,
фото автора

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *