Принимаемые поправки в законодательство позволят урегулировать вопросы земельных отношений и использования пастбищ вокруг сел
Заголовки в СМИ о том, что “в Казахстане запретят бесплатно пасти скот”, вызвали массовую панику среди сельчан. В комментариях уже заявили о “геноциде животноводов”. Мы поговорили с одним из авторов законопроекта, который стал причиной опасений граждан, — руководителем рабочей группы по законопроекту о пастбищах мажилисменом Нуржаном АШИМБЕТОВЫМ. Кстати, документ этот уже одобрен сенатом и направлен на подпись президенту.
— “Абсурдное решение”, “целенаправленно уничтожают народ”, “мясо станет золотым” — так отреагировали в соцсетях на новость о том, что за выпас скота фермерам якобы придется платить. Неужели это правда?
— Это недостоверная информация! Когда в сенате рассматривали этот законопроект, один журналист вырвал слово из контекста. Мы, депутаты, изменили статью 36 Земельного кодекса, которая гласила: “Земельные участки на праве временного безвозмездного землепользования могут предоставляться гражданам Казахстана и юрлицам для выпаса скота”. Сейчас эта статья предусматривает предоставление земель для ведения крестьянского или фермерского хозяйства без конкурса, что мы и отменили. Но некоторые журналисты ухватились за слово “безвозмездно” и неправильно это истолковали. Потом заголовок подхватили другие СМИ, а какой-то блогер стал говорить, что в Казахстане решили теперь деньги зарабатывать на пастбищах…
На самом деле та 36-я статья была серьезной лазейкой. Я ее выявил в 2021 году, когда был акимом Аксу. Я заметил, что когда высвобождаются земельные участки и мы должны по ним проводить конкурсы, эти участки вдруг уходили через земельную комиссию направо и налево без конкурса. Оказывается, как только высвобождается участок, земельные отделы звонят своим людям в сельских округах и предлагают написать заявление. А согласно статье, кто первый заявление написал, тому и надо землю предоставлять без конкурса.
Тогда я написал письмо министру сельского хозяйства и в мажилис, председателю аграрного комитета. И понадобилось три года, чтобы добиться исключения этой нормы. Я стал инициатором этой поправки. В рабочей группе мы провели анализ: за два года без конкурсов раздали 2 млн гектаров земель! И не только небольшими участками, но и крупными наделами в тысячи гектаров. Вот эту коррупционную практику мы в законе и ликвидировали.
— Значит, простые сельчане будут бесплатно пасти скот?
— Конечно! Как пасли бесплатно, так и будут пасти. Но мы решили самый острый вопрос: где пасти скот? Мы в законе присвоили землям вокруг населенных пунктов особый статус и назвали их “общественными пастбищами”. Теперь земля для выпаса скота с личных подворий получает законный статус, нельзя будет менять назначение общественных пастбищ, нельзя отдавать их под пашни, огороды и застройку, каким бы крутым ни был инвестпроект.
В свое время многие участки вокруг населенных пунктов раздали — и кто-то молочную ферму построил, где-то орошение сделали. Не разрушать же все это! Поэтому в закон мы ввели новую статью — “резервирование земель для общественных пастбищ”. Что это значит? Например, высвободилась земля в 3-5 километрах от сельского населенного пункта, очень хорошего качества пастбище. Теперь если эта земля нужна для сельского округа, то акимат имеет право ее резервировать и включать в разряд общественных пастбищ. Вот это резервирование — очень хорошее решение проблемы дефицита пастбищ для населения.
Затем мы предусмотрели, что вокруг аула будет пастись только маточное поголовье, дойные коровы, которых утром выгоняют на пастбище и вечером пригоняют. Остальной скот — лошадей, овец, коз, бычков — будут выпасать на резервных землях сельского округа. Это позволит снизить нагрузку на пастбища вокруг населенных пунктов, которые сейчас интенсивно вытаптываются и истощаются.
И еще прописали, что лесные хозяйства должны каждый год отчитываться в районный или городской акимат об участках, где можно косить сено и пасти скот. Сейчас же лесхозы сами решают, кому давать свои земли под пастбища, и зачастую процедуры непрозрачные.
— В мажилисе вы говорили, что новый закон позволит высвободить до 20 млн гектаров пастбищных угодий. Как это станет возможным? Это же громадная площадь! Для сравнения: за все время работы комиссии “Жер аманаты” при партии Аmanat в госфонд возвращено 10 млн гектаров пастбищ.
— Сегодня многие крупные сельхозтоваропроизводители ведут себя по принципу “ни себе ни людям”. Они взяли большие площади земли, но при этом держат минимум скота. В действующем законе написано, что если фермер на своем участке имеет как минимум 20 процентов скота от положенной нагрузки на гектар, то эту землю у него изымать нельзя. Вот почему, когда едем на машине, мы видим голые степи, хотя все эти земельные участки кому-то принадлежат и якобы заняты.
Хочу объяснить, зачем была установлена такая низкая норма. Когда принимались законы, фермерство в Казахстане находилось на начальной стадии. И разработчики нормы считали, что со временем фермеры на этих пастбищах будут наращивать поголовье скота. Но этого не произошло. Земли набрали, а количество скота не увеличивается. Поэтому мы в законе повысили минимальное значение поголовья с 20 до 50 процентов от нормы нагрузки на гектар.
— Почему не довели до 100 процентов?
— Это было бы слишком жестко. Иногда происходит выбытие скота, массовый падеж или фермер только участок взял и не успел нарастить поголовье. Поэтому мы оставили возможность для роста. Вообще, 50-процентную норму мы просчитали с наукой, эта цифра взята не с потолка.
В Казахстане есть цифровая платформа JerInSpectr при комитете земельных отношений. Там две основные базы: земельный кадастр, где указаны все земельные участки в Казахстане, и ИСЖ — идентификация сельскохозяйственных животных, где указаны все хозяйства и численность скота. По этим базам видно, у кого поголовье скота соответствует нормам нагрузки, а у кого нет. И когда мы подняли норматив с 20 до 50 процентов и проанализировали все хозяйства в Казахстане, то у нас оказалось 20 млн гектаров излишних земель в хозяйстве, представляете?! Вот откуда эта цифра взялась.
— Как эта норма будет работать?
— Как только закон вступит в силу, всем хозяйствам, кто не соответствует норме, сделают предупреждение. У фермеров будет год на то, чтобы исправить ситуацию и более чем вдвое нарастить поголовье скота или вернуть угодья государству.
— Из 175,3 млн гектаров общей площади пастбищ Казахстана 21,7 млн гектаров в крайней степени деградации. Еще часть сельхозугодий засолена, вытоптана или подвержена опустыниванию. Закон поможет вернуть их в зеленые луга?
— В советское время пастбища массово засеивали. Я сам в детстве видел, как в Павлодарской области распахивали земли и с самолета над ними рассыпали семена. После советского периода этим никто не занимался. У нас деградация земель произошла в первую очередь вокруг населенных пунктов. В связи с тем, что эта земля находится на балансе местных акиматов, мы в законе прописали, что они будут обязаны выделять деньги и засевать эти пастбища многолетними травами. Требуется не так много денег — для посева многолетников на 10 гектарах понадобится примерно 2 млн тенге. Местные бюджеты сейчас укрепились, начинать нужно с малого.
Есть и другая категория земель, которую мы раздали крестьянским хозяйствам, ТОО и другим. На своих землях они тоже должны бороться с деградацией, заниматься подсевом трав. И мы в законе прописали, что государство будет субсидировать те хозяйства, которые будут заниматься улучшением пастбищ. Помните засуху прошлого года? Тогда сельчанам с трудом удалось заготовить сено. Если бы мы своевременно засевали пастбища, то травостой лучше выдержал бы засуху. Тем более сейчас очень много засухоустойчивых культур. В 2015 году организация ПРООН при поддержке Всемирного банка засеяла экспериментально пастбище в Шетском районе Карагандинской области. Мы выезжали туда и своими глазами видели, что урожайность травостоя на том пастбище составила 10-15 центнеров с одного гектара, а соседнее поле было голым, в проплешинах.
— Обычно у нас законы хорошие, но вот исполнение хромает…
— Мы в аграрном комитете с депутатами договорились, что как только закон вступит в силу, начнем контролировать выделение денег из местных бюджетов на улучшение пастбищ, субсидирование и составление планов управления пастбищами. Будем мониторить через запросы, через Минсельхоз, а еще подключим партийный ресурс. Я ведь еще являюсь председателем аграрного совета при Amanat. Через определенное время, я думаю, мы сообщим результаты.
Тогжан ГАНИ, Астана