Семья для казахов – это основа жизни. Семейные отношения, воспитание детей, принцип родственных связей – все это отражается в особенных обычаях и традициях казахского народа. Принцип «жети ата», согласно которому следует знать семь поколений своих предков, а также указывающий на продолжение рода по отцовской линии. В воспитании детей были особые правила, а знаковые события в жизни ребенка сопровождались своеобразными казахскими обрядами.
Семейные традиции в Казахстане имеют множество уникальных особенностей в плане именования своих потомков, в статусе человека по его возрасту, а также в принципах воспитания детей. Семейные отношения строились на особой иерархии, и большое внимание уделялось родственным связям, принадлежности к определенному роду или клану. Воспитание детей и различные обряды, связанные с взрослением ребенка, имели религиозный характер, и здесь чувствуется симбиоз мусульманских и кочевых традиций.
В первую очередь стоит отметить принцип «жети ата» (в переводе с казахского «семь отцов»), который формировал институт родственных связей. Базовым элементом было то, что внуком семьи становился ребенок от сына, и его называли «немере», а ребенок от дочери назывался «жиен», что переводится как «племянник», и этот потомок уже не мог претендовать на принадлежность к этому роду. Таким образом продолжателями рода были только мужчины. Мальчик, родившийся от внука, назывался «шобере», что значит «правнук». И так далее: сын «шобере» становился «шепшек», что означает «крохотный»; его сын был «немене», то есть «непонятный», а потомок уже в седьмом поколении именовался «туажат», что означает «рожденный быть чужим». Потомок «туажата» назывался уже «журежат», и считался представителем другого рода. Таким образом казахи вели свою родословную до седьмого поколения, и это делалось для того, чтобы люди помнили и чтили своих предков, а с практичной стороны для того, чтобы не заключались браки между близкими родственниками.
Семейные традиции казахов также включали различные принципы воспитания сыновей: старшего сына отправляли к бабушке и дедушке, среднего сына готовили стать воином, а младшего сына оставляли у себя, и ему полагалось помогать своим родителям. С самого рождения, ребенок проходил через множество обрядов, часть которых помогала ему стать самостоятельным и опытным человеком.
Бесике салу – один из первых обрядов в жизни ребенка, это церемониальное укладывание в люльку.
Кыркынан шыгару – обряд купания ребенка, когда ему исполняется 40 дней.
Тусау кесу – обряд перерезания веревок, связывающих ноги, перед тем как ребенок начнет ходить.
Атка отыргызу – первая посадка на лошадь, с целью подготовить ребенка к кочевой жизни.
Обряд обрезания у мальчиков – классический мусульманский обряд, который казахи проводят, когда ребенку исполняется 5-7 лет.
Все эти и другие обряды проводились для того, чтобы мальчики стали хорошими воинами и добытчиками, а девочки научились заботиться о своей семье и следить за домом.
Также, у казахского народа есть традиция разделять свою жизнь на 12-летние циклы, которые называются «мушел», и начинают считаться после первого года жизни. Первый «мушел» означал детство, и заканчивался в 13 лет. Второй «мушел» означал взросление, и в этот период парни и девушки должны были создать семью, найти свое призвание, научиться вести хозяйство.
После 25 лет, в третьем «мушеле» начиналась взрослая жизнь, когда у людей уже есть жизненный опыт, и они умеют решать все вопросы самостоятельно.
Четвертый «мушел» начинался в 37 лет, и означал начало мудрости, с этого возраста мужчины, например, могли называться аксакалами, но при условии, что у них уже есть внуки. Пятый «мушел» не имеет какого-то определенного смысла, но является показателем достижений в жизни, а также означает переход к старости. Шестой «мушел» начинается в 61 год и означает старость.
В рамках проекта по государственному социальному заказу Управления общественного развития ЗКО: «Организация и проведение мероприятий по пропаганде семейных ценностей и национальных традиций»