В Казахстане самым активным образом идет подготовка к выборам в Мажилис Парламента и маслихаты. Политические партии провели внеочередные съезды, утвердили программу предвыборных кампаний и выдвинули кандидатов на участие в выборах. Сегодня мы беседуем с председателем Уральской городской избирательной комиссии Мухтаром Давлетжановым, который рассказал об особенностях данного электорального периода.
— Мухтар Серикович, поделитесь информацией какова ситуация по городу Уральск?
— По городу сформировано 24 избирательных округа, в которых действуют 125 избирательных участка, из них 14 открыты в местах временного пребывания граждан, так называемые закрытые участки: в больницах, изоляторе и т.д.
В этом году созданы еще два участка: №407 в п.Зачаганск и №517 – в микрорайонах, так как население города увеличилось и появилась потребность в разгрузке ранее существующих участков.
По 125 избирательным участкам сформированы составы участковых комиссий, на сегодня на работу приняты 1083 человек. Эти участки входят в 24 избирательных округов, где соответственно действуют окружные избирательные комиссии. Они также сформированы и приняты 120 человек в составы комиссий.
По данным городского акимата на 8 февраля по городу Уральск зарегистрировано 230 607 граждан, имеющих право голоса. Ежедневно идет корректировка данных.
Пользуясь случаем, хотелось бы обратиться к гражданам проявить ответственность и заранее побеспокоиться и проверить себя в списках избирателей. Для этого можно прийти в избирательные участковые комиссии, к которым прикрепляют граждан по месту прописки, и в случае отсутствия предоставить данные для внесения в список избирателей.
Акиматом города открыт колл-центр для избирателей, позвонив по телефонам: 50-02-55, 50-30-53, с 9 до 18.30, и по номеру 109 круглосуточно, можно проверить себя в списках. Если гражданин не внесен в список, то операторы объяснят к какому избирательному участку он относится и по какому адресу расположена комиссия, куда необходимо представить свои данные.
— Расскажите, каков порядок выдвижения и регистрации кандидатов. Какие документы должны представить кандидаты в избирком?
— Порядок определен законодательством. Если говорить конкретно, то для регистрации кандидаты должны представить заявление по форме №35 и автобиографию (при выдвижении от партии или ОО); по форме №36, автобиография (при самовыдвижении); а также уведомление кандидата и его супруги(а) о сдачи декларации в налоговые органы.
Далее мы направляем письма-запросы по кандидатам в ЦПСИ, управление полиции, а также в департамент юстиции при выдвижении кандидата от партии. После получения ответов на запрос составляется протокол на соответствие согласно ф.№37 в срок не более 3 дней после приема заявления.
Для регистрации кандидат вносит 350 тыс.тенге. на спецсчет акимата. При предъявлении уведомления о внесении депозита составляется протокол о регистрации кандидата согласно ф.№38-38-1. После регистрации кандидата направляется запрос в налоговый орган.
После проведения всех проверок и при положительных результатах выдается удостоверение кандидату о его регистрации установленной формы, при отрицательном ответе — он снимается с регистрации.
Следующий этап – определение доверенных лиц. Согласно форме №40 (протокол) регистрируются доверенные лица кандидатов.
— После регистрации следующим этапом идет сама предвыборная агитационная кампания. На какие моменты до этого необходимо обратить внимание кандидатов?
— Считаю важным моментом – формирование избирательного фонда кандидата. Здесь есть тоже очень существенные аспекты.
Государством для каждого кандидата гарантируется объем финансирования из средств республиканского бюджета, которые покрываются расходы на:
1) выступления кандидатов, кроме кандидатов, баллотирующихся по партийным спискам, в средствах массовой информации в соответствии с пунктом 3 статьи 28 настоящего Конституционного закона;
2) проведение публичных предвыборных мероприятий кандидатов и выпуск агитационных материалов кандидатов, кроме кандидатов, баллотирующихся по партийным спискам, производимые в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 28 настоящего Конституционного закона;
3) транспортные расходы кандидатов, кроме кандидатов, баллотирующихся по партийным спискам, в размерах, устанавливаемых Центральной избирательной комиссией;
4) изготовление, размещаемых в помещении избирательной комиссии и помещении для голосования, информационных плакатов о кандидатах в депутаты Парламента и маслихатов, о политических партиях, выдвинувших партийные списки.
Кроме этого, существует и негосударственное финансирование выборов. Предвыборная агитация кандидатов на выборах может финансироваться из средств, образуемых в установленном настоящим Конституционным законом порядке, избирательных фондов.
Избирательные фонды образуются из следующих источников:
1) личных средств кандидатов, средств политических партий;
2) средств, выделенных кандидату выдвинувшим его общественным объединением Республики;
3) добровольных пожертвований граждан и организаций Республики. Запрещаются добровольные пожертвования государственных органов и организаций, органов местного самоуправления, благотворительных организаций, религиозных объединений, казахстанских юридических лиц, имеющих иностранное участие в их уставном капитале, а также анонимные пожертвования физических и юридических лиц.
В избирательные фонды могут быть направлены только средства, полученные законным путем. Информация об общей сумме денег и сумме добровольных пожертвований, поступивших в фонд, его источниках и расходах на предвыборную агитацию в течение пяти дней после опубликования итогов выборов публикуется в средствах массовой информации территориальными избирательными комиссиями.
Установлен предельный размер денежных средств, которые могут быть направлены в избирательные фонды. Денежные средства, поступившие сверх установленного размера, зачислению в избирательные фонды не подлежат и возвращаются внесшим их гражданам и организациям. При этом расходы, связанные с возвратом указанных средств, покрываются за счет внесших их граждан и организаций. Анонимные пожертвования обращаются в доход республиканского бюджета.
Денежные средства, образующие избирательный фонд, зачисляются на специальный временный счет, после регистрации кандидата, партийного списка. Доходы по указанному счету не начисляются и не выплачиваются.
Право распоряжения средствами избирательного фонда для названных настоящим Конституционным законом целей принадлежит исключительно кандидату и политическим партиям, выдвинувшим партийные списки.
Банки представляют еженедельный отчет о поступлении средств на специальные временные счета и об их расходовании.
В случае снятия кандидатом своей кандидатуры, отзыва политической партией партийного списка или отмены решения о выдвижении кандидата, партийного списка или регистрации кандидата, партийного списка, поступившие в избирательный фонд денежные средства подлежат безотлагательному возврату внесшим их гражданам и организациям. При этом расходы, связанные с возвратом указанных средств, покрываются за счет внесших их граждан и организаций.
Все финансовые операции, в том числе расчеты с физическими и юридическими лицами, обязательные отчисления, налоги и другие платежи в бюджет, по специальным временным счетам прекращаются в 18 часов дня, предшествующего дню выборов.
Две трети денежных средств избирательного фонда, оставшихся неизрасходованными на цели избирательной кампании, направляются в республиканский бюджет, а одна треть – возвращается кандидату, политической партии.
— Назовите размеры избирательного фонда политической партии и кандидата в депутаты маслихата, которые определены законодательством Казахстана.
— Кандидаты, баллотирующиеся в составе партийных списков, выдвинутых политическими партиями, не вправе создавать собственные избирательные фонды. Политические партии на каждый партийный список формируют фонд из собственных средств, общая сумма которых не должна превышать тысячу минимальных заработных плат, а также из добровольных пожертвований граждан и организаций, общая сумма которых не должна превышать 2 тысяч МЗП. Предельные размеры добровольных пожертвований физического лица в совокупности не должны превышать минимальный размер заработной платы более чем в пятьдесят раз и юридического лица Республики Казахстан – в совокупности более чем в двести пятьдесят раз.
Избирательный фонд кандидата в депутаты маслихатов областей, городов образуют:
1) собственные средства кандидата, общая сумма которых не должна превышать МЗП более чем в сто раз;
2) добровольные пожертвования граждан и организаций Республики Казахстан, общая сумма которых не должна превышать МЗП более чем в двести раз.
Предельные размеры добровольных пожертвований физического лица в совокупности не должны превышать МЗП более чем в десять раз и юридического лица Республики Казахстан – в совокупности более чем в двадцать пять раз.
- Избирательный фонд кандидата в депутаты маслихатов города образуют:
1) собственные средства кандидата, общая сумма которых не должна превышать МЗП более чем в пятьдесят раз;
2) добровольные пожертвования граждан и организаций Республики Казахстан, общая сумма которых не должна превышать МЗП более чем в сто раз.
Предельные размеры добровольных пожертвований физического лица в совокупности не должны превышать МЗП более чем в пять раз и юридического лица Республики Казахстан – в совокупности более чем в пятнадцать раз.
— Какие новшества есть в данном электоральном периоде? Известно, что в прошлом году были внесены ряд изменений и поправок в законодательство. Вкратце остановитесь на важных моментах.
— Одно из новшеств касается вопросов взаимодействия со средствами массовой информации. Если ранее СМИ извещали о расценках и условиях размещения агитационных материалов и предоставлении эфирного времени только озвучивая и публикуя эти сведения через свои издания, то теперь не позднее чем за 5 дней до начала агитационной кампании, обязаны не только разместить у себя, но вместе с сопроводительным письмом направить в территориальные комиссии. Мы, в свою очередь, обязаны разместить эти сведения на своем сайте. Только прошедшие данную процедуру СМИ могут принимать агитационные материалы кандидатов и политических партий.
В этом году также разрешено проведение агитационной работы на онлайн-платформах – социальных сетях. Официальные аккаунты юридических лиц, блогеры также обязаны до 13 февраля опубликовать условия размещения и стоимость услуг по размещению и предоставить сведения в территориальные избиркомы, а также создавать равные права всем кандидатам. Граждане же имеют право в своих аккаунтах публиковать призывы и агитировать за кандидата, как выражение своего мнения и отношения, но без оплаты. Им предоставлять сведения не нужно.
Важно знать и о том, что агитационные материалы не должны содержать идеи насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики Казахстан, подрыва безопасности государства, разжигания социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни, культа жестокости и насилия, а также создание непредусмотренных законодательством военизированных формирований.
Кандидаты не должны наносить ущерб чести и достоинству других кандидатов. Кандидаты, представившие агитационные материалы, персонально несут ответственность за соответствия их содержания требованиям законодательства Республики Казахстан, в том числе, в области авторских и смежных прав.
Очень хотелось бы, чтобы выборный процесс прошел в рамках законов Республики Казахстан, без нарушений!
Также призываю наших горожан активнее участвовать в выборах. Скоро кандидаты будут проводить встречи, рассказывать о своих предвыборных программах. Жители должны активнее давать им свои наказы, указывать на проблемные моменты, чтобы став депутатами они исполняли их волю.
Нашим законодательством введено новшество — отзыв депутатского мандата. Если депутат в ходе своего избранного срока (5 лет) не будет должным образом исполнять наказы своих избирателей, то они могут заявить об отзыве его полномочий. Об этом тоже важно знать как самим депутатам, так и избирателям.
Призываю граждан не оставаться в стороне от важной политической кампании – важно для всех 19 марта прийти на избирательные участки и проголосовать за своего кандидата!
— Спасибо большое за познавательную беседу. Надеемся, что электоральный период в Уральске пройдет легитимно и без эксцессов!
Беседовала Сауле ЗАГИДУЛИНА