В рамках проекта «Безопасные дороги ЗКО», партнерами которого являются компании «Шелл Казахстан», «Эни» и Восточный Альянс за безопасность и устойчивое развитие транспорта (EASST) при поддержке местного партнера проекта ОО «Гауhap жол», были проведены опросы людей с ограниченными возможностями.
Ограниченные возможности и дорожные риски тесно взаимосвязаны. По данным Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) более 1 миллиарда людей, около 15% населения мира, имеют какую-либо форму инвалидности. До 190 миллионов (3,8%) людей в возрасте 15 лет и старше испытывают значительные трудности в функционировании, часто нуждаясь в медицинских услугах. Люди с ограниченными возможностями совершают меньше поездок в день, чем остальная часть населения, хотя необязательно по собственному желанию. Большинство из них хотели бы чаще выходить из дома, но для многих из них отсутствие мобильности снижает качество их жизни.
Чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.
Учитывая важность обеспечения безопасности граждан на дорогах и растущую статистику дорожно-транспортных происшествий, в 2019 г. был запущен совместный проект «Безопасные дороги Западно-Казахстанской области», финансируемый и реализуемый концернами «Шелл» и «Эни», а также английской организацией «EASST» (Восточный Альянс за безопасность и устойчивое развитие транспорта) при поддержке местного партнера проекта ОО «Гауhap жол». Реализация проекта основана на меморандуме о сотрудничестве, подписанного 5 марта 2019 г. между акиматом ЗКО и вышеуказанными компаниями, цель которого – уменьшить количество случаев ДТП и жертв, улучшить уровень безопасности дорожного движения в ЗКО.
В рамках проекта «Безопасные дороги ЗКО» было проведено исследование, в котором опросили людей с ограниченными возможностями в период с 13 сентября по 30 сентября 2021 года. Исследование разработано партнером проекта английской организацией EASST. В этом исследовании отражены мнения и жизненные ситуации 100 человек, проживающих в Уральске, не обязательно представляющих собой репрезентативную выборку людей с ограниченными возможностями. Тем не менее, они являются представителями активных организаций, поддерживающих людей с ограниченными возможностями и работающих с ними.
В Казахстане во всех регионах проживает 23 000 человек, имеющих затруднения передвижения, из которых 813 живут в Западно-Казахстанской области; из них 190 детей до 16-ти лет. Всего проживающих в городе – 479 человек, в сельской местности – 334. Число людей с инвалидностью, имеющих дефект нарушения зрительных функций, составляет 3 616 человек, из них детей до 16-ти лет – 77, проживающих в городе – 1 443, в сельской местности – 2 173 человек. По данным городского отдела занятости и социальных программ в областном центре проживают: инвалиды кресло-колясочники – 352; инвалиды 1,2,3 группы – 11 734 человек.
– В этом обширном опросе многое отражено. Есть люди с разными заболеваниями пострадавшие в дорожно-транспортном происшествии, с различными тяжелыми заболеваниями опорно-двигательного аппарата, которые тоже сталкиваются со значительными рисками, с заболеванием ДЦП, – говорит менеджер проекта Элеонора Бекказиева.
Опрошенные выразили желание о повышении уровня мобильности и безопасности, что могло бы принести им максимальную пользу, с учетом следующего аспекта «вход и выход из других зданий» – если это здание с высокими лестницами, то предпочтительнее, чтобы на них была контрастная либо рельефная плитка для того, чтобы предупредить о скользкой поверхности. Требуется одно важное изменение в области дорожной безопасности города – это наличие качественной дорожной разметки, которая информирует и предупреждает об элементах дорожного покрытия и инфраструктуры, включая четко нанесенный пешеходный переход.
Серьезным препятствием для трудоустройства могут стать проблемы, связанные с невозможностью добраться до места работы и, безусловно, это будет негативно сказываться на самой работе. Из 44 человек, которые заявили, что ездили ежедневно на работу, по степени сложности передвижения оценили – как «нет проблем» туда добираться, но 9 человек заявили, что добираться на работу «невозможно».
Для 57% респондентов исследования «нет проблем» ездить в школу ежедневно. Но 10% – отметили, что добираться «невозможно», сталкиваясь с недостаточно безопасными перекрестками и плохим качеством тротуаров, отсутствием или некачественным пандусом, проблемами с транспортировкой.
У половины есть проблемы с выходом за покупками. В дополнение к многочисленным и перечисленным жалобам (необорудованные с точки зрения безопасности пешеходные переходы, отсутствие пандусов, агрессивные водители и недоступность общественного транспорта), также упоминались: интенсивность движения, грубое поведение водителей, трудность использования маршрутного транспорта (маршрутки), отсутствие четко видимых знаков или информации для людей с нарушениями зрения, а также лестницы или узкие проходы, препятствующие передвижению пользователей инвалидных колясок.
Те, кто каким-то образом может пользоваться транспортом, также сталкиваются с проблемами доступа к общественным зданиям и социальным учреждениям. Из группы опроса, 18% отметили умеренные и 10% – сложные трудности, с которыми они сталкивались, покидая место своего проживания. Особую потребность все участники исследовательской группы испытывали в возможности посетить доктора или врача-специалиста. Опрошенные 50 человек (50%) испытывали трудности с посещением врачей-специалистов. Проблемы мобильности были теми же, что и во всех остальных случаях, связанных с транспортом. Кроме того, существуют трудности, связанные с необходимостью нести детей – пользователям инвалидных колясок – по лестницам, в необорудованных медицинских учреждениях и в неприспособленном общественном транспорте.
Почти половина опрошенных, 47 человек, ответили, что для них является особой проблемой безопасность дорожного движения в связи с ограниченными возможностями. На отношение людей с ограниченными возможностями в городе негативное воздействие оказывает отсутствие мобильности у людей с ограниченными возможностями. Они указали на низкий процент социализации и общения с другими людьми; отсутствие заботы и уважения со стороны широкой общественности; общее пренебрежение их потенциалом и их правами; психологический стресс; недостаток в общении с остальной частью общества; слабая поддержка со стороны других пассажиров (при этом некоторые бросают косые взгляды или удивляются, почему они вообще выходят из дома).
Один из участников обобщил эту точку зрения, сказав, что «нет возможности быть нормальным человеком», так как общество не толерантно. Эта ситуация пагубно влияет не только на отдельных людей, но и на общество в целом. Как отмечается во Всемирном докладе ВОЗ «Об ограниченных возможностях», равные возможности трудоустройства для людей с ограниченными возможностями имеют большое значение для того, чтобы максимально использовать людские ресурсы, способствуя индивидуальному благосостоянию и экономическому росту, уважать человеческое достоинство и стимулировать социальную сплоченность, позволяя людям в полной мере развивать свои способности и вносить вклад в жизнь общества.
– В ходе анализа опроса мы определим несколько основных направлений, узнаем, какие проблемы на сегодняшний день существуют в обществе ЗКО. По результатам службами социальной защиты будут приняты меры в плане трудоустройства, полицией – по безопасности на дорогах. Хотелось бы, чтобы бизнес обратил внимание на трудности таких людей, так как им необходима помощь в развитии их дела, чтобы были соблюдены правила ГОСТа доступности людей на коляске, – добавила менеджер по опросу. – Обеспечение доступной мобильности – это вызов всему мировому сообществу. Мы все понимаем, что необходимые изменения для города являются дорогостоящими и не всегда возможными в настоящее время. Однако, не следует забывать, что Казахстан, как и многие страны, несет правовую и моральную ответственность перед своими гражданами в соответствии с Конвенцией о правах инвалидов, тем самым взяв на себя множество обязательств по отношению к этой категории граждан.
Закон о социальной защите инвалидов в РК регулирует общественные отношения в области социальной защиты инвалидов в РК и определяет правовые, экономические и организационные условия обеспечения социальной защиты инвалидов, создания им равных возможностей для жизнедеятельности и интеграции в общество.
– Данное исследование демонстрирует, что выбор средства передвижения для людей с ограниченными возможностями по-прежнему серьезно ограничен. Рассказы, мнения и предъявления людей с ограниченными возможностями должны более серьезно рассматриваться на государственном уровне. Переполненный общественный транспорт, опасные перекрестки и неудовлетворительное качество дорог опасны для всех граждан города. Но для людей с ограниченными возможностями эти опасности являются еще более серьезными и жизненно важными, – подчеркнула руководитель ОО «Гауhар жолы» местный координатор проекта ЗКО Гульнара Бисенова.
– Данное исследование демонстрирует, что выбор средства передвижения для людей с ограниченными возможностями в г.Уральск по-прежнему серьезно ограничен. Рассказы, мнения и предъявления людей с ограниченными возможностями должны более серьезно рассматриваться на государственном уровне. Переполненный общественный транспорт, опасные перекрестки и плохое качество дорог опасны для всех граждан города. Но для людей с ограниченными возможностями эти опасности являются еще более серьезными и жизненно важными, – подчеркнула руководитель ОО «Гауhар жолы», местный координатор проекта ЗКО Гульнара Бисенова.
Оксана КАТКОВА,
фото автора