Душу греют и глазу приятно


В музее «Старый Уральскъ» открылась выставка гобеленов «Родом из детства», которые представила жительница Уральска Татьяна Самсонова.

Гобелен – это вручную сотканное полотно, коврик, чем он и ценен. История гобеленов начинается еще с Древнего Египта.

– Только в древние времена они назывались шпалеры. Так вот, принцип шпалерного ткачества был хорошо знаком древним египтянам. В гробнице Тутмоса IV (около 1483-1411 гг. до н. э.) была найдена льняная пелена с рисунком из скарабеев и лотосов, а в гробнице Тутанхамона (около 1323 г. до н. э.) – платье и перчатки, выполненные в технике шпалеры. Популярны шпалеры были в Германии, но особую популярность приобрели в начале XVII во Франции, где создали первую мануфактуру братья Гобелены. Выпускаемые ими изделия называли «гобеленами», и постепенно это наименование вытеснило слово «шпалер». Для изображения рисунка привлекались именитые художники Рафаэль, Рубенс, Гойя, Сальвадор Дали, Матисс, Пикассо. Рисунок был композиционный, на библейскую, историческую темы, включающие до 40 полотен, – говорит Татьяна Александровна.

На выставке она не только представила гобелены, приобретенные ее за 25 лет, но и рассказала об истории создания этого вида искусства еще с древних времен. Оказывается, в России первая мануфактура по производству шпалер для дворцовых интерьеров появилась при Петре I: в 1716 году из Франции были приглашены мастера Королевской гобеленовой мануфактуры, с которыми были заключены пятилетние контракты, предусматривавшие кроме собственной работы обучение российских ткачей. Первым директором мануфактуры стал Филипп Бегагль, прибывший в Санкт-Петербург в 1717 году и сыгравший значительную роль в развитии российского шпалерного искусства. Шпалеры ткутся вручную. На станке или раме натягиваются нити основы, которые переплетаются цветными шерстяными или шелковыми нитями, при этом основа полностью покрывается, так что ее цвет не играет никакой роли.

Популярность в Советском Союзе мануфактуры приобрели в 40-60-е годы, когда люди возвращались с войны и привозили трофейные гобелены, различные коврики, мебель, обшитую гобеленной тканью. Самый расцвет – это 60-е годы, когда латышский художник Рудольф Хеймратс открыл мастерскую и взял на обучение учеников со всех концов Советского Союза. Так появились гобелены ручной работы в Молдавии, на Украине, в России и других странах. К тому же, они могли ткать и на станках гобеленовую ткань для мебели.

– Я помню с детства, что у нас дома на стене висел гобелен с оленями, но потом появились ковры и его убрали в сундук. В 70-90 годы стали появляться в магазинах гобелены в рамках, но были очень дорогие. Тогда мы вспомнили про свой гобелен в сундуке и достали его. Мама сделала специальную рамку из реек и вставила его. Он занял достойное место в центре стены зальной комнаты. Второй гобелен с сюжетом из сказки «Волк и семеро козлят» подарила крестная моего сына Ирина Иванаева. А потом как-то так случилось, что их нам стали дарить родственники, которые знали, какой интерес к ним есть в нашей семье, – делится коллекционер. – Близкий родственник мамы Александр Калинин подарил гобелен на ее юбилей. Далее моя коллега Нина Жерехова, узнав о моем интересе, подарила сразу два рукотворных коврика. Гобелен с сюжетом «Гуси-лебеди» мне отдала мама моего одноклассника Олега Сотникова, который скоропостижно скончался, в память о нем. Гобелен, на котором изображена королевская охота, подарила дочь моей подруги Любы Крынкиной, ушедшей в 2016 году. Еще два с оленями подарил краевед Денис Алехин. И вот когда выставка готовилась, сотрудница музея Марина Горшкова принесла, хранившийся у нее дома с прекрасным сюжетом гобелен. Остальные я покупала по мере своей возможности.

Вообще, Татьяна Самсонова известна в городе как солистка ансамбля «Казачья песня» казачьего центра «Яик» при Ассамблеи народа Казахстана ЗКО. Помимо любви к народной казачьей песне, она с детства увлекается стариной. Да и живет женщина в старом районе города – Куренях, в маленьком деревянном домике с деревянными воротами, на которых нарисованы осетры. В ее доме чтут и хранят память о предках.

– Все выходит из моды, рано или поздно шикарные ковры заменили вот эти скромные рукотворные гобелены, которые висели почти в каждом доме. Организовывала выставку я с одной целью, чтобы выйдя отсюда, каждый посетитель, придя домой, в своих закромах отыскал вот такой коврик. Ведь его  можно вставить в рамочку и украсить комнату. А какая это будет память о давно ушедших ваших родственниках, и главное – о своем детстве, –  подчеркнула Татьяна Александровна.

Оксана КАТКОВА,

фото автора

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *