1 мая отметит 100-летие Анастасия Мазанова-Чегнахаева, ветеран Великой Отечественной войны. Это редкое событие в нашем городе, чтобы ветеран дожил до такого возраста, при этом, что на долю, этой хрупкой девочки, выпала нелегкая судьба – военное лихолетье, которое не сломило нежную и юную душу, а наоборот, сделало сильной и смелой. Анастасия Федоровна пережила все военные тяготы, и даже участвовала в войне с Японией.
Родом Анастасия Мазанова с хутора Шапталов Первомайского района Оренбургской области. Росла сиротой, рано потеряла мать, отец был репрессирован во времена коллективизации. Родственники не оставили девочку. В школу она ходила поселка Соболево до 7 класса. А в 1938 году поехала в Уральск, потому что он был ближе. Здесь жила на квартире у одних родственников ближе к средней школе №6, где и закончила 8 класс, а 9-10 классы в СШ №7, уже у других родственников жила.
– Директор школы №7 был Алексей Борисович. Он нас учил, как пишутся деловые бумаги. Протокол собрания, справка, характеристика, завещание – что не урок, то какую-нибудь квитанцию заполняем, то расписку изучаем. Я в этом деле была лучшей. И будучи уже замужем ко мне соседи обращались за помощью. В то время паспортов же не было, появились они только после войны. Вот я и помогала правильно составить заявление или какое-нибудь прошение. Меня даже приглашали работать в горкомхоз – почерк был красивый и разборчивый, – рассказывает Анастасия Федоровна.
21 июня 1941 года был выпускной вечер, а на рассвете 22 июня объявили о начале войны.
Анастасия вернулась в Соболево, стала работать воспитателем в школе, вплоть до 1942 года. 26 июля получила повестку и вместе с другими девушками была призвана Первомайским РВК Оренбургской области.
– Нас погрузили в вагоны, и мы поехали. Куда не знаем. Все мы в гражданской одежде. Навстречу едут поезда, везут солдат на передовую. По пути следования на Дальний Восток девушки сходили на станциях. Мы прибыли во Владивосток. Тут я и обучилась навыкам радиста, – вспоминает ветеран.
Служила в 28-й отдельной роте связи 34-ой авиадивизии 9-й армии старшим военным радистом – радиоспециалист средней и большой мощности, командир отделения. Была комсоргом роты.
– В 1942 году мы, девушки, заменили мужчин специалистов, ушедших на западный фронт. Мы – радисты, осуществляли связь полков со штабами дивизии и армии, передавали, принимали шифровки и сигналы. Меня из-за красивого и разборчивого почерка сажали на ответственную волну. И всегда самые главные командиры стояли за моей спиной, потому что видели, что я пишу. Я принимаю из штаба армии шифровку или телеграмму с сообщением о бомбежке немецких войск, а самолеты в это время на аэродроме наготове стоят. Я еще не поставила точку, а приказ уже отдали, самолеты взлетели в воздух, и полетели бомбить врага. Радисты играли важную роль, – говорит Анастасия Федоровна.
После победы над фашистской Германией Анастасия Мазанова-Чегнахаева в августе 1945 года участвовала в войне с Японией. Она также служила радисткой и принимала шифровки и сигналы, а бомбардировщики по ним летали бомбить объекты японцев.
– Наша часть была передислоцирована на Южный Сахалин через Владивосток. На Сахалине в городе Маока наш штаб расположился в бывшей японской школе. И мы, недавние выпускники школ, были удивлены отличной технической оснащенностью японской школы. В школе для девочек были классы кулинарии с продуктами, плитами, посудой и прочим. Для мальчиков классы обувной мастерской, где стояло много швейных машинок, лежали на полках материал, хром-кожа и готовая продукция. А какой мы увидели спортивный зал и спортплощадку во дворе! – до сих пор удивляется Анастасия Федоровна.
Победу встретила в Приморье, демобилизовалась в ноябре 1945 года в звании сержанта. За проявленный героизм имеет орден «Отечественной войны» ІІ степени и юбилейные медали. В конце декабря приехала в Уральск, где ждали ее родные и близкие люди. Вскоре встретила свою любовь и вышла замуж. С мужем воспитала и вырастила двух сыновей и двух дочерей.
Два года работала воспитателем в детском саду №7. А в 1952 году пришла работать в школу для детей с нарушением слуха и речи, параллельно поступила на заочное отделение Уральского педагогического института им. А.Пушкина на факультет дошкольной педагогики и методики начального образования, который закончила в 1965 году.
Анастасия Федоровна показывает мне фотографии, на которых вся ее жизнь. Вот она в военной форме – красивая, молодая радистка – вся жизнь еще впереди. Вот она с коллегами школы для детей с нарушением слуха и речи. А тут – родные и близкие люди, многих из которых уже нет рядом с ней.
– Вот я на фотографии с коллективом школы для глухонемых детей, – объясняет Анастасия Федоровна. – В то время только в Уральске была специальная школа для детей с нарушением слуха, а в Гурьеве и Актюбинске не было. И вот привозили детей к нам со всего Западного региона. Сто с лишним детей обучалось. Я до сих пор хорошо знаю азбуку глухонемых.
В школе Анастасия Федоровна работала воспитателем в младших классах до выхода на пенсию в 1982 году. Имеет звание Отличник народного образования Каз.ССР. Сегодня у нее 16 внуков и правнуков. Живет она вместе с одной из дочерей, со стороны близких окружена вниманием. В своем почтенном возрасте не знает уныния и печали, всегда бодра и полна оптимизма.
Накануне юбилея Анастасию Федоровну приходят поздравить, приносят подарки и цветы, говорят теплые и добрые слова поздравления, желают здоровья и долголетия. 100 лет – это великий юбилей. Это целый век, в котором Анастасия Федоровна была не просто свидетелем, а участником многих исторических событий, полностью поменявших привычный уклад жизни людей. При этом она осталась сильным человеком, умеющим радоваться жизни.
Оксана КАТКОВА,
фото автора