Национальные традиции, фольклор и игры являются неотьемлемой частью идентичности народа, его культуры и истории. Изучение родного языка и литературы, этнокультурологии и искусства как никогда актуальны в современном, стремительно прогрессирующем обществе, являются гарантом сохранения ценностей учащихся. А любую информацию молодым людям легче воспринимать и учить, если она представлена в виде игры.
Понимание важности развития родной культуры и пытливый ум ученицы 9 класса Назарбаев интеллектуальной школы физико-математического направления Айнамкоз Рафиховой позволили ей самостоятельно разработать настольную игру нацинального содержания «Зерек». Игра помогает проверять знание пословиц, сказок, скороговорок, примет и запретов, устойчивых словосочетаний казахского народа.
Айнамкоз определила порядок игры, время, правила, количество игроков и систему различных бонусов по специальным правилам. Всего на игровом поле 56 ячеек, включая ловушки (огонь и вода), бонусные и платные ячейки. В начале игры первый игрок бросает кости и делает свой ход. Он должен выбрать одну из ста карточек с вопросом и ответить на него. Если играющий попадает в ловушку, Колтауысар может спасти его от огня, а Желаяк от воды. Если не попадается нужный персонаж, то игрок остается в той же ячейке. И наоборот, может продолжить свой ход, заплатив штраф в размере 2 500 (бумажные банкноты-бонусы). Тот, кто первым добирается до финиша, обьявляется победителем.
«Зерек» включает такие вопросы, как «продолжи/угадай пословицу по картинке», «раскрой значение фразеологизма/поверия/запрета», «повтори скороговорку», проверяет эрудицию по вопросам о сказках и легендах, направлена на решение загадок и т.д. По словам автора, на рынке много русскоязычных настольных игр, таких как «Крокодил», «Монополия», однако, игр национального содержания на родном языке, к сожалению, практически нет.
– Есть настольная игра «Казахское ханство», в которой представляется история, система управления ханства. Думаю, настольные игры как средство популяризации национальной идентичности для Казахстана важны, – считает Айнамкоз. – Кроме того, всем известно, что настольные игры способствуют умственному и психологическому развитию человека, развивают когнитивные навыки, такие как, способность получать информацию, основы мышления, легкое решение проблем, способность различать целое и частное.
Айнамкоз протестировала игру со своими одноклассниками. Недавно бумажная версия проекта была представлена и подарена воспитанникам Детской деревни Уральска. Также была подготовлена электронная версия игры по ссылке: https://my.flipbookpdf.net/7k2rP.
– Планирую разработать дополнительное пособие о влиянии настольных игр на людей, значении национальных игр в эпоху глобализации, об условиях игры, – добавила автор.
Школьница поблагодарила руководителей проекта – учителей казахского языка и литературы Жансауле Максутову и искусства Жанну Кульбекову.
Иван КОРНИЛОВ,
фото автора