С 2016 года в Казахстане реализуется карьерная модель государственной службы. Модель, основанная на принципах меритократии, то есть признание заслуг при отборе и продвижении кадров, повышение эффективности, объективности и прозрачности конкурсного порядка отбора на государственную службу.
Это, прежде всего, внедрение современных механизмов, обеспечивающих эффективный и прозрачный порядок поступления на государственную службу. Это трехэтапный конкурсный отбор, включающий тестирование, оценку личных качеств и собеседование. Начиная профессиональную деятельность на государственной службе с низовых должностей, дальнейшее продвижение служащих осуществляется по внутренним конкурсам.
На сегодня, в рамках дальнейшего реформирования государственной службы по повышению эффективности деятельности государственного аппарата были внесены изменения в правила проведения конкурса на занятие административной государственной службы корпуса «Б». Изменения коснулись вопросов порядка проведения конкурса, формирования конкурсной комиссии, а также усилены меры по обеспечению прозрачности конкурсных процедур.
Одним из мер по обеспечению прозрачности конкурса является участие независимых наблюдателей. Каждый государственный орган должен быть заинтересован в присутствии наблюдателей при отборе кадров, ведь это позволяет повысить доверие к их работе со стороны общества, более того, минимизировать коррупционные риски в данном направлении. Для информирования наблюдателей на интернет-ресурсах государственного органа и Агентства размещаются информационные материалы о предстоящих заседаниях конкурсных комиссий.
Если ранее в качестве наблюдателей привлекались депутаты маслихатов всех уровней, представители средств массовой информации, государственных органов, общественных объединений, коммерческих организаций, политических партий, то согласно изменениям расширен список лиц, дающий всем гражданам Республики Казахстан не моложе восемнадцати лет право участия на заседании конкурсной комиссии в качестве наблюдателей. Они, наблюдая за ходом работы конкурсной комиссии, имеют возможность знакомиться с документами участников, давать оценку о ходе проведения собеседования, представлять свое мнение о работе конкурсной комиссии руководству государственного органа или в Агенство по делам государственной службы и его территориальным подразделениям. Для участия на заседании конкурсной комиссии в качестве наблюдателя необходимо только позвонить в службу управления персоналом не позднее двух часов до начала собеседования.
Задача наблюдателей – это недопущение нарушений конкурсных правил, а также поведение членов комиссии по отношению к кандидатам, доброжелательность обстановки во время собеседования, наличие фиксации собеседования с каждым кандидатом должны быть в центре их пристального внимания.
В Западно-Казахстанской области ни один конкурс на занятие вакантной административной государственной должности не проходит без участия наблюдателей. Это результат тесного взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества по обеспечению прозрачности и открытости кадрового отбора.
Внесенные изменения обязывают государственный орган фиксировать ход собеседования, написание эссе, проведения иных средств отбора только средствами видеозаписи, при этом норма по использованию кандидатом технических средств записи остается.
Прозрачность конкурсного отбора обеспечивается на всех этапах конкурсного отбора. Если ранее объявления публиковались на интернет-ресурсах государственного органа и Агентства по делам государственной службы, то в настоящее время согласно поправкам возможно дополнительное размещение объявлений и на других интернет-ресурсах и социальных сетях. Также допускается онлайн-трансляция собеседования на интернет-ресурсах и социальных сетях по согласию кандидата.
Кроме этого, для сокращения расходов участников по участию в конкурсе (проезда к месту проведения собеседования и обратно, наем жилища, проживания) новые правила предусматривают возможность проведение собеседования посредством дистанционных средств видеосвязи
Помимо этого, действующим законодательством предусмотрено право обжалования решения конкурсной комиссии. Подача жалобы является основанием для приостановления решения конкурсной комиссии до принятия решения по поступившей жалобе. Следует отметить, что в соответствии статьи 99 Кодекса об административных правонарушениях в случае нарушения процедуры конкурсного отбора на занятие вакантной административной государственной должности на должностных лиц налагается штраф в размере пятнадцати месячных показателей. При любых сомнениях в правомерности принятых решений необходимо обращаться в уполномоченный орган по делам государственной службы или его территориальные департаменты, либо в судебные органы.
В заключение важно отметить, что действующий формат конкурсного отбора, основанный на принципах открытости, прозрачности и меритократии должен способствовать повышению качества государственного аппарата.
Венера МАСИМОВА,
руководитель управления государственной
службы департамента агентства РК
по делам государственной службы по ЗКО