Каково быть госслужащим в Казахстане?

Дана ДУЙСЕКЕНОВА, журналист

Сегодня заместитель акима города Уральск выложил шуточный пост в Instagram, посвященный государственным служащим. Комментарии лишь подтвердили факт отсутствия эмпатии среди населения, который, впрочем прослеживается во всех сферах занятости. Но все же, почему над шуткой чиновника нужно не смеяться, а плакать, попробую разобраться ниже.


«У них «отобрали» право на личную жизнь. Они не могут показывать свои эмоции, даже если их атакуют градом негатива. Не поддаются провокациям. Их со всех сторон проверяют. Они стойкие при любых обстоятельствах. Они никогда не жалуются, потому что они сами выбрали этот путь», — написал Бакытжан Нарымбетов на своей странице в Instagram.

https://www.instagram.com/p/B8uEIZHnPXW/?igshid=jvahp78n8vtk


По сути, все так и происходит, а новые поправки в закон «О государственной службе» только усугубляют положение чиновников. Впереди ещё 25% сокращение. Куда пойдут сокращенные чиновники – не ясно, главное же отдать указ, угодный массам, не подумав, что госслужащие тот же народ.


Рассмотрим статью 10 закона «О государственной службе: «Основные обязанности государственных служащих», пункт 8 велит соблюдать служебную этику.


Служебная этика – это краеугольный камень государственной службы. Ведь не ясно где заканчивается она и начинаются элементарные права и свободы человека. 2 глава Этического кодекса государственных служащих Республики Казахстан «Общие стандарты поведения», подпункт 7:


«Государственные служащие должны: своими действиями и поведением не давать повода для критики со стороны общества, не допускать преследования за критику, использовать конструктивную критику для устранения недостатков и улучшения своей деятельности».


А ведь пресловутое общество не руководствуется особыми правилами или логикой при осуждении посторонних людей. Так обсуждать могут всё – от красавицы-жены, которая работает в медиа-сфере, до подарка родителей, от телосложения до цвета носков, от дефектов речи до индивидуальных психологических особенностей. При этом, согласно закону «О государственной службе» госслужащий имеет право «на уважение личного достоинства, справедливое и уважительное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан».


14 подпункт можно считать дискриминационным.


«Внешний вид государственного служащего при исполнении им служебных обязанностей должен способствовать укреплению авторитета государственного аппарата, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность и аккуратность».


Расплывчатые формулировки дают повод для беспочвенных придирок, ведь каждую рекомендацию в данном подпункте можно расценивать по-разному, в зависимости от личных взглядов и предпочтений. Если нет единой формы, то и не должно быть требований.


Чуть ниже в том же Этическом кодексе запрещается чиновникам показывать свои религиозные убеждения, а каким именно образом не указано. Поэтому крестик на шее или отлучение от службы на время совершения намаза могут расцениваться как нарушение этики. К слову, комнат для намаза в гос учреждениях не предусмотрено.


Правовых гарантий сверх меры госслужащим не дают, а вот зато обязанностей много.


«Все бы было хорошо, и можно смириться со всеми ограничениями, ведь это наш выбор, но с такой низкой заработной платой никакого повышения имиджа государственного служащего не получится», — делится один из чиновников.


В Казахстане порядка 99 тысяч государственных служащих, в Западно-Казахстанской области их около 4,5 тысяч. Игнорировать интересы такой обширной и значимой части населения нельзя, но возможно.


С госслужбы молодые люди уходят, разочаровавшись в романтизированном образе этой работы, недоверие и незаслуженная критика, а также медленный карьерный рост заставляют их искать лучшее место.


«Я выхожу с работы в 9, а иногда и в 10 часов. Отдохнуть с друзьями я не имею права, всегда оглядываюсь, даже в гостях у родственников, не могут ли меня сфотографировать в каком-то неблаговидном виде. При этом зарплата у меня как у консультанта в банке, продавца или даже того же журналиста. А ведь они имеют право на личную жизнь, которой у меня нет».

Чиновников фотографируют, делают монтаж, фотошоп и используют это для шантажа. Рассказать об этом они не могут, так как руководителям легче снять его с должности, чем помочь в возбуждении дела по защите своего сотрудника.

За последние годы подняли зарплаты медикам, учителям, полицейским, низкооплачиваемым работникам, но не госслужащим. Сравнивать ответственность чиновника и продавца бессмысленно, а ведь зарплаты у них одинаковые. Причём совмещать госслужбу с другой работой нельзя, зато покупать костюм, который будет соответствествовать его имиджу, необходимо. А ещё кормить семью, детей… Неженатым и незамужним нужно где-то знакомиться, но как это сделать, когда ты постоянно под прицелом камер смартфонов?

Ко всему прибавляется и психологическое давление со стороны населения. Зачастую люди приходят в госорган некомпетентный в их вопросе и искренне проклинают девушку напротив, когда она им объясняет, что ничем помочь не может.

«Как-то пришла женщина, кричала и скандалила. У нее обвалилась крыша частного дома. Говорит, что денег у нее нет, а в доме маленькие дети. Объяснить ей, что бюджет не предусматривает рассходы на ремонт частной ветхой собственности, не удалось. Ее дом не пострадал от ЧС, а она сама признается, что в аварийном состоянии он давно, только чинить некому. Как бы я не хотела помочь, крышу ей чинить государство не обязано. А с моей зарплатой скоро и я могу оказаться на ее месте».

Экзистенциальная безысходность приходит в тот момент, когда осознаешь, что помочь всем не просто невозможно, но и порой не нужно, а некоторые этого просто не заслуживают.

«Иногда доходишь до паранои, боишься о чём-то проговориться. После работы хочется поговорить с мамой, рассказать как прошёл день. Но вместо этого, после ужина идёшь молча спать».

Быть госслужащим сложно не только с точки зрения обязательств. Это вредно для психического здоровья. Улучшить их положение может хоть какая-то правовая защита и достойная оплата труда. Что же касается, нас, общества, нужно быть справедливыми, и понимать, что чиновники такие же люди, с такими же правами и свободами.

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *