Дана ДУЙСЕКЕНОВА, журналист
Прошло уже почти две недели с момента происшествия массовых погромов в селе Масанчи Кордайского района Жамбылской области. Власти заявляют о 10 погибших и около 200 пострадавших, в то время как заведены 90 уголовных дел. Однако становится особенно интересно, когда речь заходит о том, кого задержали.
Убийства, поджоги и избиение расследовать решили во вторую очередь. Первым делом Генеральная Прокуратура сообщила о завершении следствия по делу о применении насилия к полицейским во время беспорядков в Кордае. А именно про инцидент 7 февраля, когда при патрулировании в селе Сортобе сотрудники дорожной полиции остановили автомобиль марки «Хонда Одиссей» под управлением местного жителя Люшира Воингуя. Тогда он, не подчинившись требованиям полиции, не остановил автомобиль, а доехав до дома, оказал сопротивление сотрудникам.
Так гласит официальная версия правоохранительных органов. Что же говорят очевидцы и жители села? Председатель ассоциации дунган Казахстана Хусей Дауров рассказал журналистам Vlast.kz следующее:
«С чего все началось: трое суток назад (прим. 5 февраля) был инцидент. Люди выезжали на большой машине, КАМАЗе, и загородили трассу. Это трасса Масанчи-Сортобе. Ну, ясно, когда грузовая большая машина выезжает, загородили трассу, и для одной машины создали помехи. Это оказались казахи. Вышли, началась перепалка. В интернете говорят о том, что восемь человек избивали четверых. Вот это неправда. Двое братьев подрались с четырьмя. Двое дунган и четверо (казахов». Там был среди них один пожилой (прим. Толеген Кудашбаев), его не избивали, его случайно толкнули и поранили, вроде бы, нога у него сломалась. Его увезли в Алматы лечиться (прим. позже стало известно, что он в Кордае). Этих людей стразу задержали. Но наши старики сразу поехали по-мусульмански – раз случилось ЧП, поехали, чтобы мирно это все разрешить. Вроде мирно разрешили, вот этим старикам принесли извинения, и мирно вот этот вопрос решили. На этот инцидент приехали сразу где-то 15 экипажей гаишников (прим. сотрудников патрульной полиции). И вместо того, чтобы предупреждать, чтобы здесь был порядок, начали подряд останавливать все машины и, как всегда, начали просить у них деньги. За малейшие нарушения они просили деньги. И вот тот инцидент, который гуляет по сетям, и который новостные каналы выдали, что дунгане дерутся, оказывают сопротивление правоохранительным органам… Конечно, вот эти двое людей, они нагло и бессовестно себя вели в отношении гаишников, правоохранительных органов. Но те у них попросили 100 000 тенге – здесь тоже была предпосылка для этого. Мы не оправдываем вот этих двоих идиотов, которые вот так развязно себя вели с представителями власти».
Таким образом, ситуация выглядит так — вместо того, чтобы просто пресечь драку, полицейские на месте решили устроить репрессии, ведомые неизвестным, а возможно и националистическим чувством. Взрыв же со стороны репрессируемых, может свидетельствовать о том, что в данном районе полицейский произвол частое явление. Но вместо того, чтобы начать «чистку» среди бытовых коррупционеров, принимаются решительные действия только в отношении начальства. Как следовало бы поступить в конкретно данном случае? Посмотреть записи с жетонов сотрудников, где они говорят о взятке. Если запись нигде не прерывается и вообще сохранилась, то станет сразу ясно кто волк, а кто овца.
В отношении участников драки в Сортобе завели уголовное дело по статье 380 УК РК – «Применение насилия в отношении представителя власти». Причем расследованием занялась сама Генеральная прокуратура. 14 февраля дело направили в суд. Что же известно об убийцах или мародерах? Только то, что 100 человек опрошены. Получается телесные повреждения сотрудников полиции важнее, чем жизнь 10 человек.
Получается телесные повреждения сотрудников полиции важнее, чем жизнь 10 человек.
Удивляет избирательность Генеральной прокуратуры. Как-то в кулуарах одного из брифингов в Департаменте полиции ЗКО, от начальника управления собственной безопасности стало известно о десятках дел по фактам избиения, оскорбления, угроз в адрес сотрудников полиции, занимающихся производством уголовных дел. А один следователь был крайне удивлен, когда возле своей машины в своем дворе увидел уральскую активистку А.Абулхаирову, которую неделей ранее доставили к нему на допрос. Что она там делала – просто проходила мимо или пришла целенаправленно, неизвестно, но весь Абайский отдел полиции помнит, какими проклятьями она покрывала всех, кто ее окружал. Начальника Местной полицейской службы Кенжебека Куспаева и следователя следственного управления ДВД Дармена Избасарова внесли в базу Enimira.com, как претендентов на люстрацию. Кто не знает, что такое люстрация – дословно, очищение власти с помощью жертвоприношения чиновников и прочих лиц, по мнению организаторов люстрации, причастных к каким-то политическим действиям, навредившим им. Какой-либо конкретики в отборе претендентов на люстрацию нет, критериальная выборка ограничивается личной неприязнью. Но на все это Генеральная прокуратура смотрит сквозь пальцы.
Какой-либо конкретики в отборе претендентов на люстрацию нет, критериальная выборка ограничивается личной неприязнью.
Вернемся все же к убийствам, число которых, после обнаружения обгоревших останков человека под завалами торгового дома в Масанчи увеличилось до 11 человек. По ним, а также грабежам, избиениям, поджогам, никакой информации ни МВД, ни Генеральная прокуратура не дают.
Таким образом Акорда, вместо того, чтобы вести открытое непредвзятое расследование массовых беспорядков, решила проявить лояльность к так называемым нацполам, и выставила виновными жертв. Это доказательство слабости власти на данном этапе. Что уж говорить, при прежнем руководстве, такого не было.
Не удивительно, если эти трое братьев Воингуй, станут единственными, кто понесет ответственность за эти беспорядки. Хотя посадить следует того, кто начал рассылку в мессенджерах. Не дунгане призывали к бойне.
Фото в заголовке Vlast.kz