Боевыми дорогами Афгана


В честь 32-й годовщины вывода советских войск из Афганистана в областной библиотеке для детей и юношества имени Хамзы Есенжанова проходит выставка фотографий и документов, которую подготовило ОО «Западно-Казахстанское областное общество инвалидов и ветеранов боевых действий в Афганистане» на личные средства организатора А.Боровского.

На выставке представлено 110 архивных фотографий ключевых моментов, которые характеризуют моменты той эпохи с начала ввода и до момента вывода советских войск из Афганистана, участие казахстанцев, в том числе и западноказахстанцев, в боевых действиях. Знамя областного общества инвалидов и ветеранов боевых действий в Афганистане можно потрогать руками. А также полистать книги Памяти, в которых упоминаются сведения о 511 погибших вертолетчиках в Афганистане, на Северном Кавказе и других военных конфликтах. Среди них уралец летчик Игорь Щелоков – выпускник СОШ №6. А вообще, вертолетчики были великие по мужеству и героизму люди.  

– Выставка представлена структурно, в ней отражены самые ключевые моменты, документы по вводу войск, решения. Есть здесь фотографии, по которым можно узнать о наиболее сложном участке дороги Кабул-Термез (Узбекистан), который пролегает через горный массив Гиндукуш, высокогорных перевалах, в том числе и прорубленном в скалах туннеле Саланг – туннель жизни, по которому доставляли продукты и товары жизнедеятельности для государства Афганистан, – рассказывает заместитель председателя ОО «Западно-Казахстанское областное общество инвалидов и ветеранов войны в Афганистане» и Западно-Казахстанского областного филиала Республиканского общественного объединения «Ветераны Вооруженных Сил» Анатолий Боровский.

Афганистан – горная страна, чуть меньше половины территории занимают горы. Узкие автомобильные дороги с большим количеством серпантинов, с малым радиусом поворота, зачастую исключали возможность встречного движения. К тому же, серьезно затрудняли движение автомобильных колонн крутые повороты, подъемы и спуски. Большинство участков дорог было подвержено воздействию обвалов, оползней, падающих камней, а в зимнее время – снежных лавин и завалов.

Если на равнине по автомобильным дорогам с твердым покрытием проезжали от 4 до 10 тысяч машин в сутки, то на высокогорных дорогах до 500-1 000 машин. Да и то, автомобили из-за разряженного воздуха, резкого изменения температуры, ледяного ветра и густых туманов ехали со скоростью 15-30 км в час, а иногда и то – 5-10 км в час. Заминированные дороги, завалы, засады, внезапные нападения – приводили к гибели военнослужащих, потере боевой техники, груза и боевого охранения.

С фотографий на нас смотрят совсем юные ребята. К сожалению, не все из них дожили до сегодняшних дней. Среди погибших были и водители колесных и транспортных машин, которые тоже исполняли свой воинский долг. Ведь, не смотря на военные действия, Афганистан строился. В нем было 75 строительно-монтажных управлений, которые вместе с советскими военнослужащими строили для мирных жителей школы, больницы, жилые дома, промышленные объекты, инфраструктуру. А все эти грузы нужно было перевести, чем и занимались водители, на которых возлагалась большая ответственность.

 На выставке подвиг военных водителей и боевого охранения представлен подробно. Экскурсовод рассказывает, что среднесуточный объем подвоза материальных средств составлял 2-3 тысячи тонн, из которых 60-65% приходилось на ГСМ, 7% – боеприпасы и оружие, 20% – продовольствие, 8-13% – остальные грузы. Ежедневно для охраны и сопровождения колонн выделялось до 600 военнослужащих, 90 единиц бронетехники, 20 вертолетов, 140 зенитных установок. Таким образом, в материальном обеспечении войск в Афганистане 75-80% перевозок груза приходилось на автотранспорт, а керосин (авиа) и дизтопливо подавалось по трубопроводам, проложенным по маршрутам Хайратон-Пули-Хумри-Баграш и Турагунди-Шиндаид. По одной нитке качали авиакеросин, по другой – соляр.

Также, можно узнать все и о Героях Советского Союза, среди которых погибшие рядовые и офицеры, почти все подорвавшие себя гранатой, но забрав с собой и ненавистного врага. А также живые Герои – такие как выдающаяся личность – сапер Николай Кремениш. Сегодня он проживает в Алматы, как-то приезжал к нам в Уральск. О чем свидетельствуют фотодокументы.

Широко представлены вертолетчики, потому что в Афганистане без этой боевой «лошадки» никуда, ничего не сделаешь, ничего не сдвинешь. Один из знаменитых летчиков – Николай Майданов.

– Кстати, воинам афганцам открыты в Казахстане памятники, их именами названы улицы городов и сел. У нас в Уральске на Северо-Востоке есть улица Памяти воинов Интернационалистов, которая пересекает с 2004 года улицу носящую имя Николая Майданова, а в октябре 2015 года ему еще открыли бюст около Военно-технической школы на улице Абулхаир хана. Все западноказахстанцы погибли на Востоке, где проходит афгано-пакистанская граница, единственный погибший на Западе – Андрей Емельянов. Он был убит самым первым – 29 января 1980 года. Среди живых Героев Советского Союза можно отметить Александра Аксакова, который на протяжении трех лет возил необходимые для Афганистана грузы. Живет он в Круглоозерном, – делится афганец.

На фотографиях и молодой пропагандист политотдела полка Владимир Боровский во время посещения губернатора Фарахской провинции в 1980 году. Он входил в оперативную группу, и обязан был присутствовать при планировании боевых операций. Рядом расположены фотографии, на которых Владимир Владимирович запечатлел любопытных, доброжелательных детей Кабула, улицы, с разрушенными от боевых действий домами мирных жителей. За то время город бомбили раза три, не оставив камня на камне.

Рассказал Анатолий Владимирович и о том, как призывали в афганскую армию. Советские войска окружали поселок, и потом в него заходило афганское командование, которое записывало молодых людей призывного возраста и сформировывало национальную армию. Чаще всего, чтобы юноши не попали в душманы, матери сами приводили их к афганскому командованию.

Отдельный блок рассказывает о выводе советских войск по специально построенному Мосту Дружбы.

– Выводили войска в два этапа. 15 февраля 1989 года генерал-лейтенант Борис Громов, согласно официальной версии, стал последним советским военнослужащим, переступившим по Мосту Дружбы границу двух стран. Много стихов и произведений написано на афганскую тему не только известными писателями и поэтами, но и самими интернационалистами, испытавшими на себе все тяготы военных лет, – в заключении сказал Анатолий Боровский.

После прослушанной экскурсии желающие могут оставить записи в книге отзывов. Кстати, самую первую в ней сделал 15 февраля 2014 года бывший аким области Нурлан Ногаев, который отметил, что если после ознакомления с экспозицией музея хоть один человек задумается (я уверен, что все задумаются) о подвиге парней, то этого достаточно…

Если вам стало интересно, и вы захотите своими глазами увидеть данную экспозицию и услышать о подвиге воинов-интернационалистов, то вы можете посетить выставку.

Оксана КАТКОВА,

фото автора

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *