История Калмыковской крепости

Один из высоких яров на правом берегу реки Урал именуется Калмыцким. Так его назвали в честь калмыцкого хана, который руководил переправой орды и разбивал здесь свою ставку. В XVII веке калмыки, кочевавшие из Джунгарии, переправлялись через Яик в среднем его течении…

В музее «Старый Уральскъ» прошла презентация книги местного краеведа Сергея Калентьева «Из истории Калмыковской крепости». Описывая ее, автор более подробно рисует развитие населенного пункта, сколько здесь было населения, становление инфраструктуры.

Сергей Калентьев отметил, что из внимания местных историков выпали некоторые населенные пункты области. Поэтому он и взялся за написание летописи значимых мест Приуралья. И одним из таких является Калмыковская крепость, которая имеет большое значение в истории Западного Казахстана.

«В 30-40 годах XVIII века началось возведение Нижне-Яицкой дистанции, которая, по словам русского чиновника, географа, историка и краеведа П.И.Рычкова, возводилась «для удержания воровских киргиз-кайсацких и калмыцких чрез реку Яик перелазов и для прекращения всяких от оных народов противностей». Писал он эти слова в 1748 г., когда между Яицким и Гурьевским городками стояли всего лишь два десятка укреплений, да и их возведение еще не было доведено до конца. Одна из двух яицких крепостей (остальные укрепления назывались форпостами) возводилась на вышеупомянутом Калмыцком яру, поэтому и была названа – Калмыковской.

Упомянутые Петром Рычковым «перелазы» были наиболее частыми именно в этом районе, и поэтому Калмыковская крепость выполняла роль опорного пункта пограничной стражи. А местный гарнизон был самым крупным по всей линии, за исключением, конечно, Яицкого городка и Гурьева.

«В 1765 г. здесь служили 144 казака. Гарнизон по своему составу был интернациональным. Среди казаков крепости всех возрастов татар насчитывалось 24 человека, что составляло 17% гарнизона. К слову, среди рядовых казаков-татар в это время находился 30-летний Акберды Даутов, участвовавший впоследствии в яицком восстании 1772 г. и в Пугачевском движении. В Калмыковском гарнизоне служили и 14 калмыков, один из которых в 1770 г. бежал со своими соплеменниками в Джунгарию».

В 1768 г. крепость посетил известный путешественник Петр Симон Паллас. Помимо местной флоры и фауны П.С.Паллас оставил описание самой крепости: «Сие место укреплено четвероугольною бревенчатою стеною и батареями, то и представляет малую крепостицу. Церковь стоит на восточной стороне, и жилые дома не что иное, как худые хижины, которые сверху вместо кровли обмазаны глиною, ибо думают, что в сих полуденных странах летом дождей мало бывает и всякая мокрость быстро высыхает, так что убитая глина не пропускает воду, да и такой образ строений домов обыкновенно употребляется и в нижних форпостах по реке Яик… Здешний гарнизон состоит из 80 человек казаков, которыми повелевает состоящий под командою кулагинского атамана казачий полковник, у которого находится в команде есаул, сотник, хорунжий, пушкарь, десятник и писарь, да и верхняя часть линии состоит в его ведомстве». Здесь же Паллас приводит описание останков древних животных, найденных в окрестностях Калмыковской крепости.

Некоторые данные об участии калмыковцев в Пугачевском восстании опубликовал А.М.Дубовиков. Есаул Алексей Петрович Кочуров стал активным участником восстания 1772 г., с 10 сентября 1773 г. – в армии Пугачева, где был выбран хорунжим повстанческой армии. После поражения пугачевцев у Сакмарского городка в апреле 1774 г. скрывался на казачьих хуторах. 13 сентября 1774 г. явился с повинной в Яицкий городок. Был помилован Екатериной II, но по настоянию нового войскового атамана М.М.Бородина был приговорен к ссылке в Прибалтику. Умер в Оренбургском тюремном остроге.

Один из писарей Калмыковского гарнизона Петр Андреевич Герасимов после восстания 1772 г. находился в бегах. К началу Пугачевского восстания вместе с Афанасием Перфильевым находился в Санкт-Петербурге, где оба согласились выполнить столичный план нейтрализации Пугачева. В конце 1773 г. был отправлен комендантом Яицкого городка Симоновым в низовые форпосты для антипугачевской агитации. Перешел в лагерь восставших. Был убит в марте 1774 г. в сражении под Татищевой крепостью.

За участие в Пугачевском восстании был сослан в Прибалтику и калмыковский хорунжий Петр Иванович Щучкин. В ссылке он и умер.

Долгое время у нас бытовало мнение, что казахам категорически запрещалось переходить на правобережье Урала. Это не так. Еще в последней четверти XVIII века оренбургский губернатор О.А.Игельстром определил ряд мест для переправы казахов через замерзший зимой Урал. Один из таких пунктов находился между Калмыковской крепостью и Котельным форпостом. Контроль за организацией и процессом перехода возлагался на команды местных казаков. Определялись места казахских кочевок на правобережье во избежание столкновений казахов с калмыками и татарами.

В первой половине XIX века в Калмыковской крепости бывали Махамбет Утемисов и Курмангазы Сагырбаев…».

«…Основными источниками существования для калмыковских казаков оставалось рыболовство и животноводство. Более надежным источником существования – опять же в условиях Калмыкова – было животноводство. Правда, в 80-х годах 19 века основная масса семей все еще надеялась на рыбные запасы Урала и животноводство продолжало играть второстепенную роль…».

«…В 1868 г. произошла административная реформа Уральской области, которая теперь стала состоять из 4 уездов: Уральского, Калмыковского, Гурьевского и Темирского, причем первые три уезда одновременно являлись и военными округами Уральского казачьего войска под соответствующими №№1, 2 и 3. Особенностью реформы было то, что в состав области (следовательно, и уездов) входило не только казачье население правобережья Урала, но и казахское население, кочевавшее по его левобережью. Из 4 уездов самым обширным являлся Калмыковский, площадь которого составляла 8 млн. десятин. Сама Калмыковская крепость была преобразована в уездный город, что, несомненно, повышало статус этого населенного пункта. В те же годы был опубликован Всероссийский список городов, которым Императорским указом был дарован герб. В этом списке значится и новый уездный город Калмыков. К сожалению, нашим краеведам до сих пор не удалось обнаружить ни изображения, ни описания этого герба. И еще одна деталь: приобретая статус города, Калмыков не терял статуса станицы, в состав которой входили (помимо, естественно, самого Калмыкова) поселки Кругловский (или Круглый), Котельниковский, Красноярский.

Здесь следует отметить одну особенность городов Уральской области – непосредственно самого Уральска, а также Гурьева, Илека и Калмыкова. В них так и не было введено городовое управление, поэтому они не имели своего бюджета. Все местные доходы поступали в войсковую казну (или, как тогда говорили – войсковой капитал) и уже оттуда происходило перераспределение финансов по всем населенным пунктам Уральского казачьего войска…

Сегодня название Калмыковской крепости нет, как нет и города Калмыково, которое претерпело множество изменений. В 1928 году в области была проведена очередная административная реформа, в результате которой из Лбищенской и Калмыковской волостей был образован Лбищенской район. А в 1938 году принято решение о создании Гурьевской области, путем непосредственного ее отделения от нашей области. И уже 5 февраля 1938 года выходит Постановление ЦИК КССР «О районо-территориальном делении областей…», согласно которого центром Тайпакского района становится поселок Калмыково. А в 1993 году был переименован в Тайпак.

На презентации жители высоко оценили вышедшее печатное издание Сергея Калентьева.

– Так случилось, что сегодня многие из наших населенных пунктов носят новые названия, но при этом мы стали забывать прежние, те, которыми они назывались при создании. А ведь это наша история, которую мы должны помнить, знать и передать нашим потомкам, – подчеркнул писатель и краевед Владимир Кутищев.  

Книга была напечатана в типографии «Полиграфсервис» тиражом 200 экземпляров. В ней всего 63 страницы, а вместила всю историю населенного пункта начиная с XVII века и заканчивая советским периодом. Много цифр, которые показывают численность населения, сколько в какой период было коров, верблюдов, овец, сколько продали на ярмарках продуктов и товаров сельского хозяйства. Какие социально-бытовые и государственные организации были открыты в Калмыково, образование, медицина, зарождение сельского хозяйства, животноводства, садоводства и многое другое.

Оксана КАТКОВА,

фото автора

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *