Цифровая юстиция: как Казахстан повышает правовую грамотность и доступность юридической помощи

Президентом Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев было отмечено о последовательности повышения правовой культуру людей, о культивировании в общественном сознании созидательные ценности. «Каждый гражданин должен оценивать свои слова и действия с точки зрения закона, четко понимать правовые последствия своих поступков».

В рамках исполнения поручений Главы государства органами юстиции на постоянной основе проводится разъяснительная работа по повышению правовой грамотности населения.

Так, в 2024 году запущены акции «Народный юрист», «Юстиция консультирует», «День открытых дверей», «Дни бесплатной юридической помощи» по предоставлению правовой помощи и консультаций, встречи с населением во всех регионах. За прошлый год во всех регионах республики было проведено 439 мероприятий праворазъяснительного характера с общим охватом более 320 269 тыс. человек.

 «Каждая цифровая реформа – это шаг к более доступному правосудию, особенно для людей в отдаленных регионах, где доступ к юридической помощи был ограничен.», Президент РК Касым-Жомарт Токаев.

Запущена единая информационная система юридической помощи «E-ZanKomegi», предназначенная для предоставления и получения юридических услуг в онлайн режиме на сайте eup.kz., также доступно мобильное приложение «Zan Komegi», в рамках которого граждане могут получать ответы на интересующие их правовые вопросы посредством видеозвонка. Система направлена на обеспечение и упрощение доступа граждан к квалифицированной юридической помощи с участием более 2000 тыс адвокатов и юридических консультантов.

Помимо этого, функционирует единая нотариальная информационная система «Е-нотариат», которая предоставляет возможность выдачи всех видов доверенностей и согласий супругов, за исключением распоряжений имущества в онлайн режиме посредством видеозвонка.

Кроме того, в целях исключения неправомерных действий применяется биометрическая идентификация клиентов при подписании заявлений используется сервис QR-подписание, результаты услуг доступны в сервисе «Цифровые документы» EgovMobile в режиме 24/7.

Так, благодаря этой услуге по Западно-Казахстанской области граждане смогли законно оформить 1345 доверенностей и 380 согласий не посещая нотариуса.

Еще одним из важных достижений является внедрение «Робота судебного исполнителя». Так, в случае несвоевременной уплаты административных штрафов до 20 МРП уполномоченный орган передает сведения Роботу судебному исполнителю, который возбуждает производство без участия ЧСИ. После возбуждения производства граждане получают СМС сообщения от 1414 и push-уведомления в EGov Mobile с детальной информацией о деле, тем самым граждане освобождены от дополнительной оплаты 25% от суммы штрафа и визитов к судебным исполнителя, так как все действия производятся онлайн.

С момента запуска Цифрового судебного исполнителя по сегодняшний день по территории возбуждено свыше 7 754 исполнительных производств на сумму 166 338 515 тыс.тенге. Это позволило жителям Западно-Казахстанской области сэкономить 8 101 550, 25  тыс.тенге.

Кроме того, в целях повышения правовой грамотности жителей сельских населенных пунктов открыты около 151 «Кабинетов права», которые функционируют на базе уголков «Egov» в зданиях районных, сельских клубах, в центрах досуга и т.г. Кабинеты имеют полное техническое оснащение с доступом к ИПС «Әділет», БД «Закон» для ознакомления с действующими нормативными правовыми актами, а также доступом к информационным системам (e-otinish,портал «Открытые НПА» и т.д.).

В 2025 году планируется улучшить работу органов юстиции, чтобы сделать жизнь людей проще и удобнее в цифровую эпоху, а также сэкономить время и деньги. Основные изменения:

  • ИИ-помощник «Айтеке»– чат-бот для простых юридических консультаций и помощи в сборе документов.
  • Компетенция Робота-судебного исполнителя расширится и порог размера задолженности, которым он будет заниматься вырастет с 20 до 40 МРП, что сэкономит гражданам до 12,2 млрд тенге в год.

Данные инструменты будут отличаться легкостью в использовании, оперативностью и доступностью в любое время суток.

Принимаемые меры способствуют укреплению сознания граждан по правовой грамотности и улучшению понимания своих прав и обязанностей.

В результате работ по упрощению услуг казахстанцы экономят время и деньги, повышается доступность и удобство в получении данных услуг, а также упразднят административные барьеры, делая процесс более прозрачным и эффективным.

Бектибаева А
Заместитель руководителя ДЮ ЗКО

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *