Сегодня прошло рабочее заседание по обсуждению проблемных вопросов в сфере государственных закупок под руководством председателя комиссий областного маслихатапо финансам, бюджету и развитию территорий Мукаева М.Р. Заседание прошло с участием руководителя областного управления государственных закупок Ниеткалиевой Бибигуль, заместителя директора Палаты предпринимателей ЗКО Нигишевой Магрипы, также представители МСБ.
На заседании были обсуждены проблемные вопросы проведения государственных закупок. Озвучив все детали нормативно-правогого акта касательно проведении процедур среди поставщиков Мурат Мукаев предоставил слово руководителю управления государственных закупокотметив, что администратором программ, уполномоченным органом в осуществлении процедур государственных закупок на территории области является управление госзакупок ЗКО, которое напрямую работает с Законом «О государственных закупках».
«Наше управление, занимаясь выполнением процедур организации и проведения государственных закупок на территории области, на практике знает те моменты, которые на наш взгляд усложняют процедуру проведения госзакупок, в связи с чем затягивается процедура госзакупок. Сейчас все законодательные акты направлены на устранение и уменьшение коррупционных рисков и повышение эффективности и прозрачности.
В целях исключения фактов затягивания процедур и обеспечения своевременного проведения государственных закупок отсутствует необходимость проводить повторные государственные закупки, по которым отсутствуют заявки или поданы менее двух заявок предлагаем следующее:- 1) внести изменение в статью 29. Закона Республики Казахстан «О государственных закупках» (далее — Закон) Основания и последствия признания государственных закупок способом конкурса несостоявшимися дополнив пункт 2 подпунктом 3 об осуществлении государственных закупок способом из одного источника в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи;- 2) пункт 3 статьи 29 Закона изложить в новой редакции: В случае признания государственных закупок способом конкурса несостоявшимся заказчик вправе осуществить государственные закупки способом из одного источника в случаях: 1) отсутствия представленных заявок на участие в конкурсе. При этом потенциальный поставщик, которому направляется приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника, определяется заказчиком; 2) представления менее двух заявок на участие в конкурсе. При этом приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника направляется потенциальному поставщику, представившему заявку на участие в конкурсе. Цена заключенного договора о государственных закупках не должна превышать конкурсное ценовое предложение потенциального поставщика, указанного в заявке на участие в конкурсе;- 3) внести изменение в статью 36 Закона. Основания и последствия признания государственных закупок способом аукциона несостоявшимися дополнив пункт 2 подпунктом 3 об осуществлении государственных закупок способом из одного источника в случаях, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи;- 4) пункт 3 статьи 36 Закона изложить в новой редакции: В случае признания государственных закупок способом аукциона несостоявшимся заказчик вправе осуществить государственные закупки способом из одного источника в случаях: 1) отсутствия представленных заявок на участие в аукционе. При этом потенциальный поставщик, которому направлено приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника, определяется заказчиком; 2) представления менее двух заявок на участие в аукционе. При этом приглашение на участие в государственных закупках способом из одного источника направляется потенциальному поставщику, представившему заявку на участие в аукционе. Цена заключенного договора о государственных закупках не должна превышать стартовую цену потенциального поставщика, указанную в заявке на участие в аукционе.- Применения нормы о возможности указания в технической спецификации на фирменные наименования товаров имеет положительный эффект в части приобретения качественных товаров. В этой связи предлагается повысить порог закупок, при которых заказчик вправе указывать на фирменные наименования закупаемых товаров и подпункт 4 пункта 2 статьи 38 Закона. Организация и проведение государственных закупок способом запроса ценовых предложений изложить в новой редакции: 4) товаров, представленных и доступных на рынке, стоимость которых не превышает двухтысячекратного размера месячного расчетного показателя, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.- В целях исключения обхода конкурсных процедур предлагаем исключить подпункт 42 пункта 3 статьи 39 Закона. Основание осуществления государственных закупок способом из одного источника,» — детально все разъяснила Бибигуль Ниеткалиева.
В свою очередь, палатой предпринимателей было предложено по фактам уклонения от заключения договора предоставить возможность компаниям выйти из Реестра, если потенциальный поставщик уплатил штраф (компенсацию). Размер и порядок внесения суммы штрафа (компенсации) предлагается установить на уровне Правил госзакупок. К примеру, размеры штрафа можно установить в зависимости от суммы госзакупки. На данный момент по фактам уклонения от заключения договора компании лишают участвовать в госзакупках на срок 2 года. Кроме того, за уклонение заключение договора удерживается обеспечение заявки в размере 1%.
Также в условиях пандемии и связанной с ней экономической ситуацией предлагается снизить показатели уплаченных налогов в 2021 году с 4% до 3% и в 2022 году с 5% до 3%.
В 2020 году из-за распространения COVID-19 и введения карантинных мер на территории Республики Казахстан, предприниматели понесли и продолжают нести финансовые потери, которые влияют на снижение показателя уплаченных налогов.
Были предложения и от субъектов малого и среднего бизнеса. Выступили с просьбой поддержать потенциальных поставщиков, определенных уполномоченным органом в сфере развития местного содержания и вернуть действие Постановления Правительства РК «Об определении специального порядка государственных закупок», когда можно было не позднее 3 рабочих дней представить ценовые предложения.
Кроме того, были затронуты проблемы признания предпринимателей недобросовестными участниками по формальным основаниям.
Все выработанные совместно с комиссией по финансам и бюджету и развитию территорий предложения будутприняты в работу для последующего направления как в НПП «Атамекен», так и в Центральный аппарат партии«Nur Otan», для дальнейшей проработки.
Вышеуказанная работа по объединению усилий в сфере правотворчества будет продолжена на системной основе.Данная работа на контроле партии.